+7 (495) 309-31-25 пн.-пт.: 10:00 - 17:00

Экспертиза цифровой (бытовой) техники в потребительских спорах

Так или иначе, каждый из нас является обладателем цифровой (бытовой) техники. Это может быть смартфон, монитор, жесткий диск или другие комплектующие для персонального компьютера.

Владение бытовой техникой призвано облегчить жизнь. И техника с этим справляется, за редким исключением — когда она неисправна. Если неисправность техники случается до окончания гарантийного периода, как правило, владелец обращается в сервисный центр или к продавцу, дабы реализовать свое право на гарантийный ремонт, обмен товара или возврат денежных средств, потраченных на приобретение.

Цифровая (бытовая) техника

В еще более редких случаях, когда подобные обращения не увенчаются успехом, владельцы неисправной техники идут в суд. Чаще всего это районный или мировой суд по месту жительства. В суде чаще всего выдвигаются требования уже по возврату денежных средств, а также разного рода финансовые претензии – штрафы, возмещение морального ущерба и тому подобное.

Для принятия решения суду необходимо понять, что же произошло с техникой. А поскольку техника цифровая, то помочь суду разобраться в этом поможет компьютерно-техническая экспертиза.

С определенной натяжкой такую экспертизу можно назвать товароведческой, однако, эксперт, обладающий существенными познаниями в области компьютерной техники и минимальными в товароведении, справится с этой задачей в разы лучше, чем его коллега с противоположным сочетанием навыков. Причем экспертизу можно проводить как в досудебном порядке (Досудебная экспертиза. Задачи, оценка судом, примеры), так и ходатайствовать в суде (Образцы ходатайств о назначении экспертизы. ГПК и АПК). Разница между способами описана в статье Что такое внесудебная экспертиза?.

Для проведения подобной экспертизы, очевидно, техника должна быть передана эксперту. Для полноты исследования желательно приложить – документы о покупке, возможно имеющиеся заключения сервисного центра.

Вопросы к эксперту и примеры экспертизы цифровой техники

Экспертиза цифровой техники в потребительских спорах – один из немногих случаев, в которых перечень вопросов можно сформулировать заранее. Таких вопросов три:

Вопрос 1. Имеет ли представленная на исследование [техника] недостаток качества [описание недостатка]?

Вопрос сам по себе звучит, с одной стороны, абсурдно, однако, зачастую, сам факт неисправности вызывает сомнение.

Пример

Так, в ходе производства экспертизы смартфона с неисправностью «собеседник не слышит говорящего» – неисправность не была выявлена. Впоследствии, во время вызова эксперта в суд (истец был, разумеется, не согласен и утверждал, что «экспертиза куплена»), выяснилось, что неисправности действительно нет. Звук отсутствовал по той простой причине, что, приняв вызов, пользователь нажимал на значок микрофона, тем самым отключая его. Пояснить свои действия истец не смог, от иска отказался.

Вопрос 2. Каков характер возникновения недостатка (если таковой присутствует) – производственный или эксплуатационный?

Ответ на данный вопрос несет в себе основную суть экспертизы. Возможно огромное количество нюансов.

Пример

Окисление платы вследствие попадания влаги – далеко не всегда эксплуатационный дефект.

Последний вопрос носит более формальный характер и необходим для оценки судом сопутствующих требований истца.

Вопрос 3. Препятствует ли обнаруженный недостаток нормальной эксплуатации [техники]?

Методика проверки техники существенно варьируется от вида самой техники и характера заявленной неисправности.

Пример

Комплектующие персонального компьютера чаще всего подключают к заведомо исправному стенду эксперта и дают пиковую нагрузку. Часто применяется продолжительное нагрузочное тестирование, в ходе которого, например, осуществляется несколько циклов полной зарядки-разрядки смартфона с целью определения фактической продолжительности работы батареи.

Помимо этого, следует отметить, что требование ст. 16 73-ФЗ, в частности, пункт, гласящий, что эксперт не вправе уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, следует понимать буквально. То есть в рамках экспертизы эксперт может рассматривать, нагружать устройство, но не вправе производить его нештатную разборку (если для этого требуется разрушение, например, клеящего слоя). В то же время, сброс настроек смартфона до заводских – не является существенным изменением свойств.

В ряде случаев для оценки причин возникновения дефекта требуется нештатная разборка устройства.

Пример

В спорах о причинах полного выхода из строя последних версий iPhone. Данные споры возникают как по причине некачественных комплектующих, так и из-за «потребительского терроризма» (в целях получения компенсации сверх стоимости телефона, «подставщики» кладут его в микроволновую печь).

Для выявления подобных случаев требуется почти полная разборка устройства, которая является, по сути, необратимой. Приклеить отклеенное стекло обратно – не задача эксперта. Задача эксперта – ответить на вопрос суда. В случае, если необходимо совершить подобное действие, эксперт обращается к суду или назначившему экспертизу лицу с ходатайством о разрешении подобного действия. При отсутствии разрешения ответить на поставленный вопрос не представляется возможным и материалы возвращаются без исполнения. В случае получения разрешения, проводится полное исследование и техника возвращается в разобранном виде.

Описанный выше пример с исследование iPhone – один из самых дорогих вариантов подобной экспертизы, который может достигать 50 тысяч рублей. Однако, это и наиболее редкий вид. В основном, стоимость исследования качества техники не превышает 10-15 тысяч рублей. Оплата производится чаще всего до начала производства экспертизы, дабы выводы, идущие в разрез с позицией плательщика, не повлияли на расчеты. При производстве экспертизы в судебном порядке, суд возлагает оплату по своему усмотрению. Чаще всего это сторона, ходатайствующая о назначении экспертизы.

Ответы на вопросы, описанные выше, закрепленные печатью и подписью эксперта, позволяют суду вынести взвешенное и категоричное решение.

Цена экспертизы цифровой (бытовой) техники в потребительских спорах

Наименование экспертизы Стоимость
 

Экспертиза цифровой (бытовой) техники в потребительских спорах

 

от 10 000 рублей

Заказать экспертизу цифровой техники

Для уточнения стоимости и сроков звоните или пишите нам:

Тел: +7 (495) 309-31-25
Время работы: пн-пт 10:00 — 17:00 (мск)
email: info@rtmtech.ru

Также можете заполните форму ниже.

Срок реакции на запрос по email или через форму — от 1 до 7 часов. Заявки принимаются круглосуточно.