+7 (495) 197 64 95 пн.-пт.: 10:00 - 18:00

Юридические и налоговые конструкции для агрегатора и маркетплейса

Агрегатор — сайт, который агрегирует, собирает и классифицирует информацию и предложения разных компаний на одном ресурсе. Задача агрегатора состоит в том, что потенциальный клиент получает большой выбор предложений в одном окне, быстро находит поставщика услуг или сравнивая преимущества оперативно и точно.

Под маркетплейсом понимается сайт, который одновременно выполняет следующие функции:

  • обеспечивает возможность ознакомления с предложением продавца/производителя/исполнителя о заключении договора купли-продажи товара или договором возмездного оказания услуг;
  • обеспечивает возможность заключить с продавцом/производителем/исполнителем договор купли-продажи или договор возмездного оказания услуг;
  • обеспечивает возможность произвести предварительную оплату указанного товара или услуги путем перевода денежных средств владельцу товарного агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

Юридические и налоговые конструкции агрегатора и маркетплейса очень схожи, разницей будет являться позиционирование онлайн-проекта в системе движения денег, используемых типов договоров, выбранной тарифной политикой и т.д.

Для уверенного старта вашего агрегатора или маркетплейса, в первую очередь необходимо выстроить эффективную юридическую схему, для минимизации правовых рисков для вашего бизнеса. Не менее важным аспектом успешного старта вашего онлайн-проекта является грамотно выстроенная налоговая конструкция для точного понимания интересов своих партнёров по онлайн бизнесу, плюсы и минусы той или иной системы налогообложения, а также для минимизации риска обращения на себя пристального внимания налоговых органов.

Услуга разработки юридической и налоговой конструкции для агрегатора или маркетплейса необходима владельцам агрегаторов или маркетплейсов, которые хотят быть уверенны, что их бизнес строится на оптимальном, для них, юридическом и налоговом базисе.

Юридические и налоговые конструкции для агрегатора и маркетплейса

Эксперты по разработке юридической и налоговой конструкции для агрегатора и маркетплейса

Гончаров Андрей Михайлович

Гончаров Андрей Михайлович

Юрист в области информационной безопасности

Опыт: Профессиональный опыт в области IT-права с 2015 года

Профиль >>

Все эксперты
Емельянов Валерий Станиславович

Емельянов Валерий Станиславович

Юрист по гражданским делам в IT

Опыт: Профессиональный опыт в юридической сфере с 2004 года

Профиль >>

Все эксперты
Музалевский Федор Александрович

Музалевский Федор Александрович

Ведущий эксперт компьютерно-технического направления

Опыт: Экспертная работа с 2010 года. Педагогический стаж с 2012 года. Кандидат физико-математических наук. Доцент кафедры ВМ и ИТ ФГБОУ ВО «ВГУИТ»

Профиль >>

Все эксперты
Хомякова Елена Сергеевна

Хомякова Елена Сергеевна

Юриспруденция

Опыт: Профессиональный опыт в юридической сфере с 2003 года

Профиль >>

Все эксперты
Царев Евгений Олегович

Царев Евгений Олегович

Управляющий

Опыт: Экспертная работа с 2011 года. Педагогический стаж с 2008 года

Профиль >>

Все эксперты

Описание

Как проходит разработка юридической и налоговой конструкции для агрегатора или маркетплейса?

Данная услуга начинается с анализа особенностей структуры самого маркетплейса:

1. Анализ

  • Анализ организационной структуры маркетплейса или юридического статуса начинается с определения сферы деятельности и выявления особенностей государственного регулирования.
  • Всесторонний анализ рисков:
    • Правовые риски (клиент или контрагент подал в суд, жалобы на плагиат, проблемы с защитой персональных данных и т.д.);
    • Финансовые риски (наложение санкций/штрафов в следствии реализации правовых рисков, риск неполучения ожидаемого дохода и т.д.).
  • Анализ основных бизнес-процессов онлайн-проекта основан на специфике и направлении бизнеса: аренда/продажа недвижимости, оказание клининговых услуг, площадка товаров/услуг и т.д.

2. Этапы разработки юридической и налоговой конструкции для агрегатора или маркетплейса:

А) Определение сторон правоотношений в онлайн проекте проводится для подбора оптимальной договорной модели, т.е. в зависимости от того, каков статус у продавца/производителя, физическое или юридическое лицо, будут меняться вид договора. При разработке договорной модели необходимо учитывать вопрос как защиты персональных данных, так и добровольного согласия на рассылку рекламных материалов.

Например:

Агентский договор удобен маркетплейсу для сотрудничества с продавцом – юридическим лицом, по причине того, что деньги от потребителя проходят через счета маркетплейса «транзитом», а не «оседают» на них. При использовании агентского договора маркетплейс будет платить налоги только с агентской комиссии.

Б) Определение оптимальных инструментов правоотношений заключается в выборе подходящего перечня договоров со сторонами правоотношений, и консультация по их правильному применению.

Договоры, в зависимости от юридических условий, могут меняться: если онлайн-проект не продавец, но участвует в расчетах, как правило, между маркетплейсом и продавцом заключается агентский договор, в соответствии с которым маркетплейс принимает денежные средства от покупателей (с покупателями заключается лицензионный договор или договор оказания услуг).

В другой ситуации, при работе не с товарами, а с услугами, общая схема будет похожей – с той лишь разницей, что вместо договора купли-продажи будет применяться договор оказания услуг.

Данный этап является основным т.к. от выбора вида договора, в том числе, зависят суммы налоговых отчислений, которые выплатит как маркетплейс, так и продавец. Важно понимать, что правоотношения с продавцом-физическим лицом подвержены рискам.

Примером этого может быть

Факт проявления повышенного интереса со стороны банка в случае массового перечисления физическим лицам, как производителям/продавцам, денежных средств либо повлечь принудительное закрытие расчетного счета.

При работе агрегаторов, использующих мобильное приложение, предпочтительно останавливаться на лицензионном договоре т.к. агрегатор не взаимодействует со сторонами соглашения и просто предоставляет программное обеспечение.

В) Построение эффективной системы денежного оборота и схемы монетизации производится для «прозрачности» интернет-проекта для налоговых органов и удобства клиентов и партнеров.

Пример:

Схема денежного оборота основана на агентском договоре, соответственно налогами облагается только агентская комиссия по упрощенной системе налогообложения. (Гл 26.2 НК РФ)

Данная схема денежного оборота может представлять собой: все транзакции проходят через платежных агрегаторов (используется ONpay). Площадка ориентирована на зарубежных пользователей, поэтому оплата, в основном, происходит в TransferWise. Вывод денежных средств производится на Российскую платформу QIWI (в иностранной валюте).

Пример:

В отечественной судебной практике существует дело № А40-56211/14: иск ФНС в отношении ООО «Мэйл.Ру Геймз». ФНС доказала, что Мэйл.Ру незаконно пользовались льготой по НДС, поскольку льгота предназначена разработчикам программных продуктов, а платежи пользователей за игровые артефакты (например, оружие или дополнительную силу) — это оплата за услугу. «Мэйл.ру геймз» использовали в данном направлении бизнеса лицензионным соглашением и пользовались льготами по НДС, однако ФНС посчитало, что должен использоваться договор оказания услуг с полной оплатой НДС. Суд встал на сторону истца и частично удовлетворил исковые требования.

Г) Определение способов акцепта онлайн-договоров и порядок идентификации клиентов должны приводиться в договоре для каждой стороны соглашения:

  • Условия прохождения процедуры идентификации и акцепта договора если продавцом является физическое/юридическое лицо.
  • Условия прохождения процедуры идентификации и акцепта договора если покупателем является физическое/юридическое лицо.

Данный этап необходим для определения условий, содержащихся в договорах, предлагаемых клиентам и партнёрам, для заключения.

  1. Пример реализации порядка идентификации клиентов-физических лиц:
    • Регистрация на сайте;
    • Ввод логина и пароля;
    • Проставление «галочки» в графе «согласие на обработку персональных данных».
  2. Пример реализации порядка идентификации клиентов-юридических лиц:
    • Регистрация на сайте;
    • Ввод логина и пароля;
    • Проставление «галочки» в графе «согласие на обработку персональных данных»;
    • Проставление «галочки» в графе «ознакомление с политикой конфиденциальности»;
    • Произведение удостоверяющего платежа, как аванса.

Основной способ акцепта по мнению большинства — это осуществление платежа, однако если договором предусмотрены иные конкретные действия покупателя, которые он может совершить в подтверждение своего желания заключить договор, то данные действия также будут считаться акцептом.

Д) Построение системы документооборота необходимо для придания онлайн-проекту «прозрачности» для налоговых органов.

Например,

В договорах с контрагентами необходимо отразить условия контроля выполненных работ: предоставление подписанного акта либо отчета контрагента при условии произведения расходной операции.
Также необходимо постоянно осуществлять контроль за обязательным процессом акцепта необходимых документов, например, согласие на обработку персональных данных на сайте, что также входит в общую систему документооборота. Один из вариантов контроля – ведение непрерывного логирования. Действия пользователей на сайте. В частности, проставление галочек может фиксироваться в электронных журналах. В случае возникновения спора инструментами компьютерной экспертизы можно установить, что пользователь сам проставил необходимую галочку и акцептовал документ.

Е) Разработка документации, по защите персональных данных клиентов и партнёров, необходима для соответствия требованиям 152-ФЗ, и минимизации правовых, репутационных, а также финансовых рисков. Правильно составленная и грамотно расположенная на сайте документация, по защите персональных данных, защитит ваш бизнес от претензий клиентов/контрагентов, и санкций со стороны регулятора.

Этапы разработки юридической и налоговой модели

Основные этапы разработки юридической и налоговой модели:

  • Анализ инфраструктуры онлайн-проекта;
  • Анализ рисков;
  • Интервьюирование сотрудников (при необходимости);
  • Построение юридической и налоговой конструкции для заказчика;
  • Разработка внутренней документации и договоров в соответствии с разработанной юридической и налоговой схемой;
  • Разработка рекомендаций для заказчика.

Необходимая информация для разработки правовой и налоговой схемы

При разработке юридической и налоговой конструкции для маркетплейса очень важно определить:

Специалисты RTM Group могут самостоятельно собрать необходимую информацию и выстроить оптимальную налоговую конструкцию для вашего интернет-проекта.

Также при разработке юридической и налоговой конструкции для маркетплейса специалисты RTM Group разработают рекомендации для заказчика.

Запрос коммерческого предложения

Почему RTM Group?

  • Профиль деятельности RTM Group – проведение экспертиз по направлению ИТ и кибербезопасности
  • Вопросы правомерности той или иной деятельности — неотъемлемая часть работы юристов RTM Group
  • Мы обладаем лицензиями:
    • Лицензия ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации
    • Лицензия ФСТЭК России на деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации
    • Лицензия ФСБ России на работу со средствами криптозащиты

Лицензии RTM Group

Заказать работы по разработке юридической и налоговой конструкции для агрегатора и маркетплейса

Для уточнения стоимости и сроков звоните или пишите нам:

Тел: +7 (495) 309-31-25
Время работы: пн-пт 10:00 — 17:00 (мск)
email: info@rtmtech.ru

Заказать

 






Видео по разработке юридической и налоговой конструкции для агрегатора и маркетплейса

Наши преимущества

Команда IT-юристов №1 в России

Юристы с профильной подготовкой в информационных технологиях

Судебные ИТ-эксперты, ИТ-юристы и аудиторы

В штате нашей компании

100% удовлетворенность заказчиков

Более 80% заказчиков оценивают нашу работу как "отлично". По итогам ежегодного опроса, минимальная оценка - "удовлетворительно"

Цены на услуги по разработке юридической и налоговой конструкции для агрегатора и маркетплейса

Наименование услуги Стоимость

Консультация

бесплатно

Разработка налоговой модели для маркетплейса

от 150 000 руб.

Разработка юридической модели для маркетплейса

от 150 000 руб.

* Мы работаем исключительно с юридическими лицами и ИП.

FAQ: Часто задаваемые вопросы

НАМ ДОВЕРЯЮТ