Договор на продвижение сайта: для чего он нужен, и как его подготовить
Содержание данной статьи проверено и подтверждено:
Царев Евгений Олегович
Эксперт в сфере информационной безопасностиСайт без продвижения в интернете – мёртвый капитал, который мог бы, но не приносит никаких выгод. Это касается не только бизнес-проектов, но и информационных ресурсов, владельцы которых имеют возможность получать доход от рекламы.
Договор на продвижение сайта – юридическая сторона вопроса. Это и защита от псевдоспециалистов, и способ чётко урегулировать отношения между заказчиком и исполнителем, предотвратив недопонимания и споры. Для чего нужен такой договор, и как его составить, чтобы каждая из сторон была защищена и получила свои выгоды от сделки, – об этом в нашей статье.
Правовая природа договора на оказание услуг по продвижению сайта
Правильное определение правовой природы договора на продвижение сайта в сети интернет – ключевой момент для формулировки и согласования его условий. На практике встречаются два основных подхода:
- Считать такую сделку заказом на выполнение работ (подрядом), так же как договор на разработку сайта.
- Придерживаться правил и условий заключения сделок возмездного оказания услуг, то есть оформлять договор на оказание услуг продвижения.
Подрядные отношения всегда предполагают создание и сдачу заказчику определённого результата. Однако продвижение сайта устроено таким образом, что никто и никогда не сможет на 100% гарантировать конкретный результат работы. Прописать такое в договоре – значит, изначально поставить перед исполнителем условия, которые он, скорее всего, выполнить не сможет. С другой стороны, если исполнитель сам предлагает некий гарантированный результат, то это повод для заказчика задуматься, насколько такой специалист компетентен и разбирается в продвижении web-сайтов.
Конечно, заказчику важен, прежде всего, результат. Например, вывод сайта в ТОП-10 поисковой системы Яндекс. И при этом зачастую ему абсолютно неважно, какими способами и средствами исполнитель добьётся этого. Но в Интернете миллионы сайтов. И даже если ограничить их число определённой тематической направленностью и кругом конкурентных ресурсов, всё равно нельзя гарантировать, что конкретный сайт займёт в выдаче конкретное место. Именно из-за такой неопределённости результата договор на продвижение сайта в сети интернет будет правильным считать договором возмездного оказания услуг. А для того, чтобы избежать некачественного их выполнения, достаточно чётко прописать цели и задачи продвижения, перечень услуг и требования к ним.
Цели и задачи продвижения сайта
Основным для любого интернет-ресурса является поисковое продвижение – включение сайта в выдачу поисковых систем (ПС) и занятие как можно более высоких позиций. Такое продвижение включает SEO (Search Engine Optimization) – оптимизацию ресурса под поисковые системы для повышения его значимости и за счёт этого увеличения трафика.
Основные поисковые системы– Яндекс и Гугл. Цель может охватывать как одну систему, так и две сразу, причём, как правило, подразумевает вывод сайта в ТОП-10 – первую страницу выдачи по максимально возможному количеству запросов. Ресурсы, находящиеся на 2, 3 и т.д. страницах поисковой выдачи практически не получают трафика. И не получат его, если у сайта много конкурентов, и все они в ТОП-10.
Если заказчик желает увидеть конкретный результат, он должен правильно сформулировать перед исполнителем в договоре на продвижение сайта в поисковых системах цели и задачи такого продвижения.
Цели, которые реально достичь:
- привлечение и удержание нового трафика;
- увеличение посещаемости целевой аудиторией;
- получение заявок или совершение других целевых действий.
Решение задач – способ достичь таких целей. Основная задача — увеличение видимости ресурса в поисковых системах.
Договор на SEO продвижение сайта может предусматривать:
- Поднятие сайта по позициям в выдаче поисковых систем и закрепление на достигнутой, как можно более высокой позиции. В этом случае заказчик оплачивает именно такие результаты.
- Увеличение трафика – комплексная работа, которая необязательно охватывает только работу по продвижению в поисковых системах. Цель продвижения – как можно более высокий прирост трафика, поэтому заказчик оплачивает именно достижение оговоренного в договоре прироста.
- Комплексное продвижение, которое включает и поднятие по позициям в ПС, и увеличение трафика.
Цели и задачи продвижения ложатся в основу предмета договора на СЕО-продвижение сайта.
Предмет договора на продвижение сайта
Ключевая ошибка – обозначить предмет просто как «продвижение сайта». Такая формулировка не даёт никакого представления о том, что именно хочет получить заказчик и должен сделать исполнитель. Поскольку сложно в одном пункте договора расписать всё, что входит в предмет, конкретные цели и задачи продвижения, а также услуги и ожидаемые результаты выносятся в отдельное приложение к договору – техническое задание.
Примерная формулировка предмета договора на продвижение сайта (образец) может выглядеть так:
«Заказчик поручает Исполнителю, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги по оптимизации и продвижению веб-сайта Заказчика, находящегося по URL-адресу: www.site.ru, в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к настоящему Договору)».
Во избежание неверной трактовки сторонами технических терминов, в отдельном разделе или в разделе о предмете договора даются определения терминам, которые стороны договорились применять. Стандартно определяется, что стороны понимают под «продвижением сайта» и «оптимизацией сайта». Определение других терминов приводится в договоре на оказание услуг по поддержке и продвижению сайта в зависимости от целей и задач продвижения, а также используемых при этом методов, способов и средств. Можно расписать все технические термины, которые непонятны заказчику и нужны для верной оценки качества и результатов оказанных услуг.
Сроки исполнения обязательств по договору продвижения сайта
Продвижение сайта – всегда длительный процесс. Сроки зависят от текущего состояния сайта и его позиций в ПС, объема работ, которые предстоит выполнить исполнителю, а также ряда обстоятельств, которые бывает трудно предугадать. Например, в процессе продвижения могут измениться алгоритмы поисковых систем или что-то пойдет не так, как было запланировано, и придётся возвращаться к предыдущим этапам.
Чтобы сделать условия о сроках исполнения сторонами обязательств понятными и исполнимыми, зачастую применяется система поэтапного оказания услуг с фиксацией промежуточных результатов. Исполнение обязательств заказчиком по оплате услуг тоже можно привязать к выполнению определённых этапов, или определить в договоре на продвижение сайта расчётный период – например, один календарный месяц.
Если оказание услуг предполагает затраты со стороны исполнителя, можно предусмотреть авансовые платежи. Или определить, что расходы исполнителя покрываются заказчиком после предоставления подтверждения таких расходов.
Итак, возможные варианты установления сроков исполнения обязательств:
- Указание сроков поэтапного оказания услуг и их оплаты – если оказание услуг разбито на временные отрезки (этапы).
- Установление сроков оказания конкретной услуги и её оплаты.
- Определение общего срока выполнения услуг, указанных в техническом задании, и оплаты после составления акта сдачи-приёмки (постоплата).
Поскольку исполнители лучше ориентируются в сроках, заказчик может довериться мнению исполнителя. Но предварительно стоит проконсультироваться с другими специалистами и получить представление о примерных сроках выполнения тех или иных задач. Особенно если заключается договор на продвижение сайта с физическим лицом, а не с компанией (агентством, веб-студией и т.п.). И нужно понимать, что командная работа – это всегда комплексно и быстрее, чем работа одного специалиста, каким бы он ни был высококвалифицированным.
Стоимость работ и расчёты
Эти условия, как правило, согласовываются еще до составления договора на продвижение сайта и лишь фиксируются в нём. Система расчётов «привязывается» к порядку и срокам исполнения обязательств.
Можно установить:
- Ежемесячную фиксированную стоимость услуг.
- Предоплату (аванс).
- Поэтапную оплату.
- Оплату по мере выполнения каждой услуги, указанной в техническом задании.
- Почасовую оплату. Для контроля возможна установка на рабочем компьютере исполнителя программного обеспечения, позволяющего фиксировать время работы.
Если заключается договор продвижения сайта с физическим лицом (так называемый договор гражданско-правового характера), заказчик будет налоговым агентом и обязан делать перечисления НДФЛ и соцвзносов.
При заключении договора на продвижение сайта с самозанятым исполнитель оплачивает налоги сам. Во избежание претензий со стороны налогового органа, целесообразно предусмотреть в договоре обязанность исполнителя формировать и направлять заказчику чеки по факту каждого перечисления денег на его счёт. Эти платежные документы и суммы учитываются в бухгалтерском учёте заказчика.
Нюансы, которые важно учесть в обязательствах сторон по договору продвижения сайта
Учитывая, что заказчику будет трудно проконтролировать, какие именно средства и методы использует исполнитель, важно закрепить условиями договора:
- Запрет на использование запрещённых поисковыми системами методов продвижения сайта.
- Запрет или разрешение на привлечение других специалистов.
- Обязанность исполнителя представлять отчёты о проделанной работе и её результатах (например, еженедельные).
- Запрет, разрешение или разрешение по согласованию с заказчиком вносить изменения на сайте (в его дизайне, программном коде, текстах, URL-адресах страниц и т.д.).
- Обязанность исполнителя уведомлять заказчика об изменениях, действиях, операциях, которые негативно влияют на продвижение сайта, несмотря на то, что прописаны в техническом задании.
- Требование о соблюдении конфиденциальности сведений, который представляют коммерческий или иной интерес для сторон.
Приложения к договору (ТЗ на продвижение сайта)
Все приложения – неотъемлемая часть договора на продвижение сайта. Обычно в приложениях приводятся:
- формы документов, которые стороны согласовали использовать при взаимодействии друг с другом (уведомления, счета, акты, отчёты и т.п.);
- технические задания;
- дополнительные материалы (сведения), которые необходимы исполнителю для качественного исполнения договора.
Особое внимание нужно уделить подготовке технического задания. Именно в ТЗ указывают, что именно должен сделать исполнитель, каким образом, в какие сроки и т.д.
Примерная структура ТЗ к договору на оказание услуг по сайту:
- Цели и задачи продвижения сайта.
- Перечень услуг и работ. Например, анализ внутренней структуры сайта, поиск и исправление ошибок, составление семантического ядра, подготовка контента (текста, видео, фото), оптимизация сайта под поисковые системы и страниц под определенные ключевые запросы, подготовка статей, их размещение на сайте и (или) сторонних ресурсах, мониторинг ситуации, внесение корректив в стратегию продвижения и прочее.
- Перечень ключевых запросов.
- Отдельные указания и требования заказчика.
- Другая информация и материалы для работы.
Строгих требований к составлению задания нет. Но нередко подготовка ТЗ – отдельная услуга, выполнение которой может быть поручено самому исполнителю или стороннему специалисту.
Для подготовки как договора на продвижение сайта, так и ТЗ можно использовать образец. Подготовить проект договора может сам исполнитель, или это делает заказчик – встречаются разные ситуации. Исполнители из числа юридических лиц или предпринимателей нередко имеют готовые шаблоны договоров на поддержку и продвижение сайта, на основе которых составляется договор с каждым конкретным заказчиком.
Для крупных интернет-проектов, при серьезных затратах и высоких требованиях к качеству оказываемых услуг разумно заказать подготовку договора на продвижение и поддержку сайта у юристов. Тогда можно будет учесть всю специфику проекта и максимально обезопасить себя от рисков.
Подписывайтесь на канал ИТ. Право. Безопасность в Telegram
Задать вопрос эксперту
Связанные услуги
— Экспертиза сайта для суда
— Анализ ТЗ на разработку сайта
— Оценка стоимости сайта
— Итог и выводы