8 800 201-20-70Звонок бесплатный пн.-пт.: 10:00 - 18:00
Перейти к услуге

Виды товарных знаков

Автор статьи:

Ст. 1477 Гражданского кодекса РФВиды товарных знаков определяет товарный знак как обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481 Гражданского Кодекса РФ).

К товарным знакам приравниваются знаки обслуживания — обозначения, служащие для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

В статье 1482 Гражданского Кодекса РФ зафиксирован общий перечень обозначений, которые можно зарегистрировать в качестве товарного знака:

Перечень обозначений

  • изобразительные обозначения — торговый знак состоит из графических элементов и блоков, без включения текста;
  • текстовые обозначения, слова и словоформы — в этом случае используются только буквенные символы без применения графики;
  • цветовые, звуковые или тактильные обозначения;
  • объемные обозначения — графический или иной творческий замысел, выраженный в трехмерном виде;
  • комбинированные обозначения — различные сочетания перечисленных текстовых, графических и объемных объектов.

Если иные виды товарных знаков позволяют однозначно идентифицировать товар предприятия, то закон разрешает их использование.

В отношении цветовой гаммы указанных обозначений Гражданский Кодекс РФ также не содержит ограничений.

Самыми распространенными среди вышеперечисленных являются словестные товарные знаки, к которым отнести буквы, слова, предложения, даже лозунги компаний. Например, названия компаний Microsoft, Apple, Coca-Cola. Слова могут быть как существующие, так и выдуманные. Чаще всего, данный вид товарных знаков называют логотипами, в качестве которых могут использоваться уже существующие слова («Любимый сад») или придуманные («Макфа»).

Изобразительные товарные знаки представляют собой изображения различных геометрических фигур, линий, предметов, животных, людей, географических, природных объектов и др. Данный вид товарных знаков, как правило, именуют эмблемами.

Они представляют собой любые изображения, какие только могут прийти в голову дизайнерам и художникам, будь то геометрические фигуры, животные, люди и т.д.

В качестве объемного товарного знака используют оригинальные упаковки или сам товар, позволяющий определить его изготовителя. В качестве примера объемного товарного знака могут служить парфюмерно- косметические компании, а также производители алкогольной продукции.

Фрагмент музыкального произведения или короткий оригинальный звук, звук природы, быта, промышленных предприятий, представляют собой Звуковые товарные знаки, примерами которых являются мелодии мобильных телефонов, позывные радиостанций (например, «Европа плюс»), мелодии и заставки популярных телепередач (например, «Поле чудес»).

Также

Товарный знак может быть образован одним или несколькими словами, буквами, цифрами или изображениями, комбинациями цветов, то есть, товарный знак может также состоять из комбинации вышеизложенного.

Примером того являются комбинированные товарные знаки, которые представляют собой смесь перечисленных выше знаков (комбинации элементов разного характера: изобразительных, словесных, объемных и т.д.). Сейчас они используются очень часто, так как сочетание дает возможность получить оригинальность и вероятность регистрации в Роспатент такого знака выше.

Фирменный товарный знак

Фирменные товарные знаки – это знаки, которые предназначены для идентификации непосредственно предприятий-изготовителей. Они могут быть обыкновенными, которые разрабатываются дизайнерами по поручению изготовителей, и престижными, которые присваиваются предприятиям за участие в выставках, ярмарках и т.п.

Ассортиментные товарные знаки предназначены для идентификации товара по виду, торговой марке или наименованию.

Торговая марка — знак или имя, присущие конкретному товару с определенными потребительскими свойствами, позволяющие отличить данный товар от других. Как правило, известная компания, имеющая свой логотип, производит несколько групп товаров с разными торговыми марками. Например, компания «Юнилевер» выпускает огромное количество разных товаров под известными торговыми марками.

Коллективный товарный знак

В зависимости от количества субъектов, имеющих право на пользование товарным знаком, выделяют индивидуальные и коллективные товарные знаки.

Индивидуальный товарный знак — это обозначение, зарегистрированное на имя отдельного конкретного предпринимателя, для коллективного же товарного знака характерны следующие отличительные аспекты: товарный знак регистрируется на имя объединения лиц, являющегося в соответствии со ст. 121 ГК РФ организационно-правовой формой некоммерческой организации; правом использования коллективного товарного знака владеет не само объединение, а субъекты, входящие в него, указанные в свидетельстве на коллективный товарный знак; выпускаемые организациями — членами объединения товары должны обладать едиными качественными или другими характеристиками общего свойства, нарушение этого правила может повлечь досрочное прекращение правовой охраны коллективного товарного знака (п. 3 ст. 1511 ГК РФ); право на коллективный знак не может быть отчуждено, как и не может быть предметом лицензионного договора.

Товарный знак и логотип

Понятия товарного знака и логотипа не тождественны, между ними пролегает разница. В обыденной речи значения этих слов слились в одно, в законах Российской Федерации они обозначаются одинаково. Чтобы понять, чем отличается логотип от товарного знака, нужно разобраться со значениями слов.

Логотип —  от английского logotype —  уникальное графическое начертание фирменного наименование, или стилизованное сокращение названия фирмы, графический элемент применяющийся для изображения товарных знаков или в качестве эмблемы фирмы.

Товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров и услуг юридических или физических лиц, что практически соответствует определению.

Однако в российском патентном законодательстве отсутствует термин «Логотип»  и при регистрации графического элемента не употребляются термины «зарегистрировать логотип» или «регистрация бренда», а используется законодательно закрепленный термин – «Товарный знак».

Логотип и товарный знак применяются для разных целей. Разница между логотипом и товарным знаком состоит в сфере их применения. Это слова часто путают из-за частичного сходства изображений. Люди покупают вещи, обращая внимание на логотипы или другие обозначения, маркировку.

Защита интеллектуальной собственности не распространяется на логотип. Компания может зарегистрировать логотип в качестве торговой марки, чтобы владеть исключительными правами его применения. Собственник бизнеса сам решает, будут ли различаться эти два элемента, один из которых регулируется Гражданским кодексом РФ, а другой становится частью фирменного стиля.

Законодательством признаётся исключительное право на товарный знак, удостоверенное свидетельством на товарный знак. Поэтому, чтобы получить свидетельство на указанный объект и установить режим правовой охраны, нужно подать заявку в Роспатент. Сделать это можно самостоятельно или поручить поверенному.

Таким образом, исключительные права на товарный знак возникают лишь после его регистрации в уполномоченном государственном органе. Использование вместо товарного знака незарегистрированного обозначения допускается, но никаких исключительных прав в этом случае не возникает.

Каждый товарный знак регистрируется в отношении определённых товаров и услуг, распределенных по классам (чем больше классов, тем дороже регистрация).

При регистрации товарного знака в международном реестре рядом с ним ставятся знаки — буквы R, С, ТМ в кружке.

Правообладатель товарного знака имеет право его использовать, им распоряжаться и запрещать его использование другими лицами.

Свидетельство на товарный знак выдаётся в РФ сроком на 10 лет. В дальнейшем оно может быть по соответствующему заявлению в регистрирующий орган и уплаты соответствующей государственной пошлины продлено ещё на 10 лет, и так неограниченное число раз.

При этом право может быть аннулировано, если товарный знак не использовался в течение трех лет после регистрационной процедуры.

Задать вопрос эксперту

    Связанные услуги