Регистрация бренда в качестве товарного знака
Содержание данной статьи проверено и подтверждено:
Царев Евгений Олегович
Эксперт в сфере информационной безопасностиЗачем нужна регистрация бренда?
Данная процедура регистрации не является обязательной, но она позволяет снизить риск использования логотипа компании конкурентами. Использование зарегистрированного логотипа третьими лицами без официального разрешения правообладателя повлечет юридическую ответственность для нарушителей.
Регистрация бренда позволяет его обладателю распоряжаться торговым знаком по собственному усмотрению (передавать знак третьим лицам, заключать лицензионные договоры и договоры коммерческой концессии).
Статья 14.10 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг). Уголовная ответственность за это деяние установлена положениями статьи 180 УК РФ. Гражданско-правовые отношения в данной сфере регулируются нормами статьи 1515 ГК РФ.
Кроме того, правообладатель получает эффективный способ защиты собственного торгового знака в социальных сетях, через провайдеров и т.п.
Регистрация бренда в России
Зарегистрировать (“запатентовать”) свой бренд можно через процедуру получения товарного знака.
Согласно положениям российского гражданского законодательства, товарный знак подлежит регистрации в органах Роспатента, а регистрация фирменного наименования юридического лица происходит одновременно с его регистрацией.
Процедура регистрации товарного знака необходима для получения соответствующего свидетельства. Фирменное наименование фиксируется при оформлении юридического лица в предусмотренном законом порядке (в ЕГРЮЛ).
Торговая марка – совокупность словесных, графических или звуковых обозначений, с помощью которых товар выделяется на рынке. Визуальные элементы бренда могу быть запатентованы в виде промышленного образца.
Как запатентовать бренд?
Формулировка “запатентовать бренд” является условной, подразумевающей под собой цель официальной регистрации и получения защиты лейбла. Таким способом и является регистрация товарного знака.
Первый этап
Это проверка названия/изображения и других элементов на предмет повторений и тождественности. Важно знать, что в случае наличия сходных, уже существующих знаков, или среди поданных в Роспатент заявок, Роспатент отклонит заявку на оформление такого торгового знака.
Проверке на оригинальность подлежит уникальность обозначения:
- слова
- графики
- фонетики.
Разрабатывая элементы бренда, необходимо учитывать классы МКТУ (Международная классификация товаров и услуг). МКТУ представляет собой специально разработанный классификатор из 34 классов товаров и 11 классов услуг, позволяющий проверить знак по его классификации. Регистрация такого товарного знака может быть допустима, если имеющееся обозначение находится в другом классе.
Свидетельство оформляется только в отношении конкретных товаров и услуг. В случае расширения ассортимента – правообладателю необходимо оформлять новое обращение.
Второй этап
Подача документов регистрации бренда. Подача документов сопровождается оплатой государственной пошлины. В случае неоплаты заявителем пошлины в Роспатент, его заявка не будет принята. Процесс рассмотрения заявления – это государственная экспертиза заявки на товарный знак. После нее Роспатент принимает решение об удовлетворении заявки либо об отказе.
Решение Роспатента об отказе в регистрации торговой марки обжалуется в Палате по патентным спорам, а после — в Суде по интеллектуальным правам.
Юристы RTM Group обладают большим опытом оформления документов для регистрации торговой марки. Заявления и пакеты документов, сформированные нашими специалистами, всегда принимаются и проходят проверки в Роспатенте. Мы позволим значительно сократить срок бюрократических процедур, связанных с получением патента, и оформить свидетельство на торговую марку в кратчайшие сроки.
На практике сроки рассмотрения заявки составляют от 12 до 18 месяцев + 2 недели (Сроки предоставления государственной услуги по рассмотрению заявки и выдачи свидетельства на товарный знак действующим регламентируется пунктами 13-15 «Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов»).
Влияние на срок рассмотрения заявки часто оказывают запросы регистрирующего органа о предоставлении дополнительных документов. Эксперты ФИПС направляют доводят до заявителя вопросы и требования. Важно предпринять необходимые действия в установленный срок: ответ необходимо дать в течение трех месяцев, иначе заявка на получение патента будет возвращена Роспатентом.
Срок действия товарного знака составляет 10 лет с момента подачи заявки, он продлевается неограниченное число раз.
Подписывайтесь на канал ИТ. Право. Безопасность в Telegram