Маркировка рекламы и правильность сайта
Содержание данной статьи проверено и подтверждено:
Маргарян Карине Вагановна
Юрист в сфере ИТ, специалист по охране и защите интеллектуальной собственностиИнтернет-реклама сейчас – это один из главных способов раскрутить свой бизнес, стать известным и увеличить свою прибыль. Рекламу можно встретить на просторах интернета буквально везде: от небольших аккаунтов в социальных сетях до баннеров в маркетплейсах.
Начиная с сентября 2022 ввели новые правила учета такой рекламы, а через год эти правила подкрепились серьезными штрафами. Несмотря на то, что новые правила «рекламных игр» действуют уже больше года, у многих все еще остаются вопросы о том, что такое маркировка и «с чем ее едят».
Что такое маркировка рекламы
Под маркировкой рекламы в интернете понимается ее правильное оформление и отчетность по рекламной кампании. Главная регулирующая этот процесс норма — это статья 18.1 закона о рекламе.
Основные действующие лица процесса:
- ЕРИР – реестр интернет-рекламы, которой ведется Роскомнадзором (сюда стекаются все данные и отчетность по интернет-рекламе)
- ОРД – оператор рекламных данных, субъект – связующее звено между регулятором и участниками рекламной цепочки
- Участники рекламной цепочки: рекламодатели, рекламораспространители, посредники, операторы рекламных систем и т.д.
Условные этапы маркировки рекламного креатива:
- Перед публикацией: внесение информации о рекламной кампании, получение токена у Оператора
- Во время подготовки рекламного поста/размещения: размещение токена, маркера «реклама», информации о рекламодателе
- После размещения: отчет о креативе и показах
Что грозит за нарушение правил и изменилось ли что-то
Рекламное сообщество и всех причастных (даже и непричастных) взбудоражила тема ответственности за неправильную маркировку или ее отсутствие. Во-первых, суммы весьма и весьма внушительные.
Штрафы за нарушение маркировки: физлица могут получить штраф от 30 тыс. до 100 тыс. руб., должностные лица — до 200 тыс., а юридические — от 200 тыс. до 500 тыс.
Штрафы за неверную передачу информации в Единый реестр интернет-рекламы: за такое нарушение физлицо может быть оштрафовано на 10–30 тыс. руб., должностное — до 100 тыс., а юрлицо — на 200–500 тыс.
Во-вторых, тема рекламы сама по себе очень спорная и весьма абстрактная: попробуй угадать, что есть реклама, а что нет, что требует маркировки, а что нет, как организовать отчетность и составить документы и т.д.
Даже главный регулятор по рекламе – ФАС (Федеральная антимонопольная служба) – во всех разъяснениях и комментариях предупреждает, что каждый случай нужно разбирать отдельно. И это действительно так. Один и тот же текст, размещенный в разных местах, может быть определен по-разному. Без специальных знаний и опыта очень трудно разобраться во всех нюансах.
В-третьих, закон не дает права на ошибку. Если во многих статьях Кодекса об административных правонарушениях предусматривается такая мера ответственности, как предупреждение (на первый раз), то в случае маркировки такого нет.
В-четвертых, нет никакой дифференции ответственности в законе: что маленький блогер с аудиторией в сотню человек, что канал с многомиллионной аудиторией могут одинаково нарваться на немалый штраф.
Изменится ли что-то? В ближайшее время скорее всего нет. В сети появилась новость, что правительство не поддержало снижение штрафов за рекламу без маркировки. Кабмин посчитал, что никаких проблем с правоприменением нет. Если деяние малозначительно, то в кодексе есть возможность освобождения от ответственности.
КЕЙС: громкий и один из первых кейсов по привлечению к ответственности является штраф Telegram-каналу «Лиса рулит». Сумма штрафа составила 300 тыс. рублей, по 100 тыс. рублей за пост. Нарушение: реклама без идентификатора.
Как не нарушить закон на своем сайте или другом ресурсе
Вот несколько рекомендаций, соблюдение которых поможет вам не нарушить закон:
- Во-первых, нужно разобраться, что является рекламой, а что просто информацией.
Для этого нужно изучить закон о рекламе, разъяснения регулятора и практику применения - Во-вторых, если все-таки размещается реклама, то следует провести предварительный анализ планируемой рекламной кампании и все разложить «по полочкам»: какой будет креатив, кто будет в цепочке рекламы, на ком будет ответственность по маркировке и т.д.
Необходимо закрепить договоренности документально, разработать все необходимые договоры и акты.
Вообще важно продумать много нюансов, вплоть до места размещения креатива, стиля его написания и оформления. Ошибкой будет мысль, что на своем ресурсе можно размещать все что угодно и не отчитываться. Мол, я рекламирую самого себя, поэтому ничего не нужно делать. Выделяющийся баннер о собственном курсе на собственном сайте может быть признан рекламным и повлечь соответствующие последствия
- В-третьих, непосредственно выполнить все требования по маркировке и не забыть отчитаться по рекламе.
Законодательство о рекламе и практика его применения очень обширны и динамичны. То, что вчера регулировалось одним образом, сегодня может быть совсем другим.
Важно «держать руку на пульсе» и постоянно отслеживать изменения и новые требования. Снижения штрафов пока не планируется, поэтому мотивация это делать не должна ослабевать.
Подписывайтесь на канал ИТ. Право. Безопасность в Telegram
Задать вопрос эксперту
Связанные услуги
Правовой анализ рекламной кампании на соответствие требованиям законодательства о маркировке рекламы
Аудит рекламных материалов и предоставление рекомендаций по выстраиванию четкой схемы работы и договорному оформлению конкретной рекламной кампании.