8 800 201-20-70Звонок бесплатный пн.-пт.: 10:00 - 18:00
Перейти к услуге

Договоры в сфере информационных технологий (IT)

Автор статьи:

Что такое ИТ-договоры? Виды ИТ-договоров.

На сегодняшний день актуальность ИТ-сферы, необходимость ее правового регулирования и юридически верного оформления сложно переоценить. С началом пандемии, активизировалась интернет-торговля, все больше услуг клиенты могут получать онлайн, Минэкономразвития России внесло в Правительство проект закона, которым предлагается перевести деловой документооборот в электронный вид (инфо 14.09.2020), все больше внимания мы уделяем защите конфиденциальной информации, легитимности обработки персональных данных, информационной безопасности систем, легитимности работы сайтов, социальных сетей, агрегаторов, маркетплейсов, мессенджеров.

Ежедневно в RTM Group обращаются десятки клиентов с запросами юридических консультаций и запросами конкретных предложений юридических услуг, чаще всего, по созданию актуальной документации для сайта, социальной сети, маркетплейса, по разработке и анализу различных ИТ-договоров. Сейчас более подробно остановимся на последних.

ИТ-договоры – это собирательное понятие, выделенное лишь формально, характеризующее в большей степени сферу применения документа, нежели его структуру или особенности правового регулирования.

ИТ-сфера обширна и многогранна, договоры, призванные урегулировать правоотношения, складывающиеся в процессе, можно условно разделить на такие виды, как:

  • Договоры оказания IT-услуг;
  • Договоры по разработке и техническому обслуживанию Интернет-сайтов;
  • Договоры и сопроводительные документы для работы Интернет-магазинов и Интернет-сайтов в сфере оказания услуг (оферта, пользовательское соглашение, политика конфиденциальности и обработки персональных данных и т.п.);
  • Договоры на разработку программного обеспечения (заключается между компаниями);
  • Договоры авторского заказа на разработку программного обеспечения (заключается с физическим лицом);
  • Пользовательские и лицензионные соглашения;
  • Договоры сопровождения (техподдержки), настройки/интеграции (внедрения) ПО;
  • Договоры на создание сайта;
  • Договоры на настройку и сопровождение интернет-рекламы;
  • Многие другие.

 

Как правильно составить ИТ-договор?

Теперь поговорим о подготовке самого договора оказания ИТ-услуг.

Анализ бизнес-модели или проекта в целом

Работу над любым договором настоятельно рекомендуем начинать с анализа бизнес-модели или проекта в целом. Зачем? Чтобы четко понимать, к какому результату желает прийти наш заказчик в результате выполнения договора (или невыполнения, – тоже предстоит выяснить, чтобы вовремя прописать нужные условия и нивелировать риски). Нельзя ограничиваться формальным указанием заказчика на предмет договора, важны любые мелочи.

Например, компания разработала некое ПО, позволяющее генерировать ПЭП на мобильном устройстве и с помощью нее подписывать любые документы. Теперь она желает реализовать ПО некому банку. Задача исполнителя – подготовить для компании комплект документов, позволяющий реализовать проект заказчика до момента передачи ПО Банку.

Задача – как можно детальней описать предмет договора, максимально декомпозировать услугу, идеально – четко прописать в техническом задании к договору все требования заказчика и ожидаемый результат. Этот тезис в равной степени актуален и для заказчика, и для Исполнителя, ведь будет точно определено, что желает получить в результате оказания услуг Заказчик, и что должен сделать Исполнитель. Длящиеся во времени услуги целесообразно разбивать на этапы, определяя при этом сроки и стоимость каждого этапа.

В соответствии с ч. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенным является условие о предмете договора. Недостаточно конкретная формулировка может стать причиной для признания договора незаключенным.

Арбитражная практика показывает, что обычно при оценке договора оказания услуг и определении его предмета суды изучают, был ли перечень конкретных оказанных услуг обозначен в договоре и/или в приложениях к нему. Важным моментом для принятия решения о заключении договора является результат оценки судом степени конкретизации деятельности и/или действий, составляющих его предмет, что несет в себе риск, поскольку закон не содержит критериев для подобной оценки. Поэтому главную роль может сыграть выявленный нами критерий, уточняющий деятельность или действия исполнителя, как привязка услуг к конкретному материальному объекту, если это возможно, или к результату работу/услуг. (п. 1.1 и 2.2 постановления ФАС Волго-Вятского округа от 19.04.2010 по делу № А82-3523/2009-7, постановление ФАС Московского округа от 01.12.2009 № КГ-А40/11809-09).

Момент и порядок подписания/взаимодействие сторон по договору

Помимо предмета договора, определите момент и порядок его подписания, иных документов, а также регламент взаимодействия сторон по договору.

Например, так: «Моментом заключения договора считается дата, указанная в правом верхнем углу первой страницы договора».

И «Стороны признают юридическую силу электронных документов и переписки, направленных по адресам, указанным в разделе «Адреса и реквизиты сторон», посредством отправки электронных писем и/или сообщений. Все уведомления, направленные в соответствии с договором, считаются отправленными и принятыми надлежащим образом, и надлежащим лицом, если отправитель не получил соответствующего сообщения о том, что уведомление не было доставлено адресату. Настоящим, стороны заявляют, что признают юридически значимыми документы на бумажном носителе с подписями представителей сторон, переписку по электронной почте с адресов представителей сторон, телефонные переговоры с номеров сторон либо представителей сторон, а также сообщения представителей сторон, в случае получения ответа на них.»

Раздел об электронном документообороте (ЭДО)

Необходимо дополнить договор разделом об электронном документообороте с использованием, проще всего, простой электронной подписи. В этом случае исполнитель снимет массу вопросов заказчика по реализации задачи, соответствию результата и адекватному взаимодействию.

Лицензия

Если для оказания определенного вида услуг требуется лицензия, не забудьте упомянуть об этом в договоре, запросите копию лицензии и оформите в виде приложения к договору.

Стороны

Пока не перешли к прочим условиям договора оказания ИТ-услуг, хочу обратить Ваше внимание на стороны по договору. Ведь если заказчиком услуг по договору выступает физ. лицо, то правоотношения между заказчиком и исполнителем регулируются Законом о защите прав потребителей, который является специальным по отношению к нормам ГК РФ и прочим нормативным правовым актам. Здесь требуется учесть и прописать такие аспекты, как место составления, предмет договора, определить, какие именно недостатки услуг являются существенными, помнить, что по ЗоПП неустойки и штрафы очень значительные, и договором они не регулируются.

А теперь вернёмся к условиям договора оказания ИТ-услуг. Важными моментами, которые необходимо отразить в договоре оказания ИТ-услуг являются:

  • Место оказания услуг;
  • Сроки оказания услуг;
  • Права и корреспондирующие им обязанности сторон.

Порядок сдачи и приемки услуг

Особое внимание уделим порядку сдачи и приемки услуг. Так, нередко в договорах идет речь о том, что услуги считаются оказанными с момента подписания акта оказанных услуг. И вот что происходит на практике. Предположим, что акт оказанных услуг направлен Исполнителем Заказчику. В договоре прописан срок приемки и подписания акта Заказчиком – 5 рабочих дней, обязанность по оплате в полном объеме или в части возникает у Заказчика тоже только после его подписания. Однако, в большинстве договоров не сказано, что же будет, если заказчик не подпишет акт.

Исполнитель вынужден вести претензионную работу, доказывать в суде, что услуги оказаны, и заказчик обязан их оплатить – это долго, дорого. А ведь можно прописать в договоре фразу о том, что, если Заказчик не подписал акт оказанных услуг в течение 5 рабочих дней и не направил мотивированный отказ или замечания, то услуги считаются принятыми заказчиком без замечаний.

Мотивированный отказ и замечания

Также касательно мотивированного отказа или замечаний – не нужно лениться как можно детальней регламентировать процедуру взаимодействия между заказчиком и исполнителем. Со стороны заказчика может иметь место, например, злоупотребление правом направлять мотивированные замечания и, таким образом, затягивать приемку услуг и оплату по договору. Пропишите фразу о том, что заказчик обязан предоставить исчерпывающий перечень замечаний, укажите сроки их устранения исполнителем, порядок взаимодействия по урегулированию спорных моментов, возможно, определите экспертную организацию, заключение которой стороны обязуются принять, как обязательное для сторон, предусмотрите порядок несения расходов по урегулированию разногласий.

Ответственность сторон/обеспечение конфиденциальности информации

Не менее важными являются пункты договора оказания ИТ-услуг об ответственности сторон и обеспечении конфиденциальности информации.

Наряду с пунктами об ответственности сторон за неисполнение сроков по договору или обязательств по оплате, желательно предусмотреть пункты об ответственности сторон за нарушение иных обязательств по договору, таких как несвоевременное направление документов, устранение недостатков, разглашение конфиденциальной информации, использование результата услуг в целях, не обозначенных в договоре или за установленными пределами.

Естественно, наличие столь детально прописанных штрафных санкций может насторожить контрагента, но мы предлагаем всегда пояснять, что любые штрафы и неустойки по договору призваны только дисциплинировать каждую из сторон и ни в коем случае не обладают карательной функцией.

Теперь, касательно конфиденциальности. К сожалению, в большинстве договоров этому вопросу отводится всего несколько дежурных пунктов и то, просто потому, что положено про это писать, как и про форс мажор.

    Нужна консультация?

    Судебная практика

    Представим себе, что Ваши планы на реализацию какого-то стартапа станут известны конкурентам, которые на основе Ваших разработок сумеют быстрее представить продукт на рынке и даже внедрить. Вместо возможных сверхприбылей, Вы получите статьи расходов на разработку проекта и, скорее всего, судебные иски (что тоже расходы), где придется доказывать Ваше авторское право на разработки.

    Да, полностью нивелировать перечисленные риски не удастся, но, значительно комфортней будет отстаивать свое право, если в договоре оказания ИТ-услуг Вы пропишите, что конкретно относится к конфиденциальной информации, каков порядок обращения с ней, сроки неразглашения (можно также указать, что исполнитель ознакомлен с политикой конфиденциальности заказчика), значительные штрафы за разглашение.

    Здесь хочу обратить Ваше внимание: почти у всех компаний в документах содержится одна и та же ошибка – правила работы с ПДн они называют Политикой конфиденциальности.

    Однако, политика конфиденциальности более широкое понятие и включает в себя работу со всей конфиденциальной информацией, в том числе, с персональными данными. Конфиденциальной информацией является информация, отнесенная к таковой в силу закона, и любая, которую стороны назовут таковой, пропишут правила работы с ней. Требования же к работе с персональными данными жестко регламентированы законодательством.

    Таким образом, в Правилах ПДн мы прописываем то, что обязательно должно быть в силу закона, практики, рекомендаций Роскомнадзора, а в Политике конфиденциальности, помимо этого, то, что хотим защитить дополнительно. Например, различные договоры, письма с Вашими клиентами, партнерами, наработки и т.п., внутреннюю документацию. Важно закрепить в договоре, что является результатом оказанных услуг и кому он принадлежит, критерии определения качества оказанных услуг, пределы использования результата заказчиком и исполнителем, в том числе, в маркетинговых целях, либо указать об отсутствии таких пределов.

    Нередко, между сторонами возникают споры именно из-за неопределенности того, что является результатом оказания услуг. Так, исполнитель оказал определенные услуги по проверке соответствия информационной системы заказчика требованиям законодательства и рекомендациям Банка России, предоставил соответствующие рекомендации. Однако, в результате мониторинга Банком России были выявлены ряд нарушений в деятельности заказчика, не указанных в рекомендациях исполнителя. Заказчик отказался от оплаты по договору в связи с тем, что исполнителем оказаны услуги ненадлежащего качества. Исполнитель обратился в суд с требованием о взыскании задолженности по договору оказания услуг. Каковы перспективы судебного спора?

    Многое здесь зависит от таких критериев, как:

    • формулировка предмета и результата договора – иногда суды аргументируют свою точку зрения тем, что предметом спорного договора являлось только оказание услуг, а не достижение конкретного результата (определение Ростовского областного суда от 17 мая 2012 г. по делу № 33-5206);
    • критерии качества оказанных услуг – определены ли договором;
    • способ взаимодействия сторон – если между представителями сторон велась переписка в ходе исполнения договора, то опять же, возвращаемся к условиям договора – есть ли пункты о легитимности такой переписки.

    Из простого примера мы видим, как много зависит именно от того, как составлен договор оказания ИТ-услуг, насколько детально определены его условия. Ведь иногда фраза, длинною в одну строчку, способна принести компании победу в судебном споре, а значит, принесет прибыль или позволит сэкономить.

    Штат нашей компании – это команда квалифицированных юристов с богатым опытом ведения дел в сфере IT-технологий. Мы предоставляем консультации IT-компаниям на протяжении многих лет и хорошо разбираемся в тонкостях персональных данных и информации.

    Наши юристы знакомы с тонкостями работы компаний из области информационных технологий и готовы предложить следующие услуги по сопровождению IT-контрактов:

    У нас Вы сможете получить помощь по ведению переговоров с разработчиком, что поможет отстоять свои права при заключении соглашения. Мы представляем интересы заказчиков по всей России.

    Компания имеет внушительную судебную практику, что позволяет говорить клиентам о перспективах дела еще на этапе анализа документов.

    Задать вопрос эксперту

      Связанные услуги

      Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.