8 800 201-20-70Звонок бесплатный пн.-пт.: 10:00 - 18:00
Перейти к услуге

Способы регистрации названия фирмы

Содержание данной статьи проверено и подтверждено:

Для ведения бизнеса и торговли необходимо свое наименование, выделяющее компанию на рынке среди других. Выбор названия для организации имеет значение не только для решения маркетинговых задач, но и для урегулирования правовых вопросов.

Под регистрацией названия компании можно понимать разные вещи, однако разновидности обозначений важно разграничивать. Они отличаются друг от друга порядком прохождения регистрации, назначением и правовым последствиям.

Вариантами введения названия фирмы в оборот могут быть:

  1. Внесение компании в ЕГРЮЛ;
  2. Регистрация в качестве товарного знака;
  3. Использование фирменного наименования компании;
  4. Использование коммерческого обозначения.

 

Регистрация названия: варианты действий

  • Наименование в ЕГРЮЛ

Для создания юридического лица необходимо внесение в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц). Стандартная форма для этого (Р11001) предусматривает указание названия организации на русском языке: полного и сокращенного.

Юридическое название, которое указывается в учредительных документах, должно содержать указание на организационно-правовую форму ЮЛ (например, ООО или АО), согласно ст. 54 ГК РФ.

При регистрации уполномоченный орган не проверяет название на уникальность, так как основания для отказа при совпадении с названием другого юридического лица нет. Иными словами, в ЕГРЮЛ могут одновременно числиться 2 компании с одинаковыми или тождественными названиями. Однако проблемы с использованием уже занятого наименования могут возникнуть при использовании фирменного наименования на практике.

 

  • Фирменное наименование

Согласно п.1 ст. 1473 ГК РФ, юридическое лицо выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием. Фирменное наименование тесно связано с названием, отраженным в ЕГРЮЛ.

К такому наименованию гражданское законодательство устанавливает свои требования:

  • Относится только к коммерческим юридическим лицам;
  • Должно быть указано в учредительных документах (устав и/или учредительный договор) и в ЕГРЮЛ;
  • Должно содержать указание на организационно-правовую форму;
  • НЕ должно иметь в названии: названия иностранных государств; органов власти и др. (см. п. 4 ст. 1473 ГК РФ).
Важно учитывать, что хотя в ЕГРЮЛ могут находиться компании с дублирующими друг друга названиями, реальное использование компанией фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, будет нарушением исключительного права на средство индивидуализации (п. 3 ст. 1474 ГК РФ). Приоритет в таком случае имеет компания, которая первая внесла свое фирменное наименование в ЕГРЮЛ.

 

  • Коммерческое обозначение

Является еще одним средством индивидуализации организации, которое тесно связано с фирменным обозначением, но все же отличается от него.

  Какие субъекты могут     использовать Оформление Возможность отчуждения исключительного права на средство индивидуализации
Фирменное наименование

 

Только коммерческие ЮЛ В ЕГРЮЛ или учредительные документы Нет обязанности вносить в ЕГРЮЛ
Коммерческое обозначение Коммерческие, и некоммерческие ЮЛ, ИП Нет Есть

 

  • Товарный знак и знак обслуживания

Товарный знак и знак обслуживания отличаются своим содержанием: товарный знак связан именно с реализуемыми товарами и услугами, а не с наименованием компании напрямую. Название здесь используется для индивидуализации в обороте предметов торговли и бизнеса. Товарный знак, может быть, различных видов: текстовый, звуковой, объемный, изобразительный и др.

При регистрации товарного знака уполномоченный орган проверяет правильность заполнения заявки, собранный пакет документов и соблюдение требований к товарному знаку. В частности, Роспатент откажет в регистрации средства индивидуализации, копирующего или сходного с существующим товарным знаком.

Преимуществами наличия товарного знака и ведения бизнеса посредством него являются:

  • Возможность запрещать использование зарегистрированного товарного знака и взыскивать компенсации в суде за нарушения;
  • Монетизировать бизнес (к примеру, запустить франшизу под своим товарным знаком);
  • Распоряжаться товарным знаком иными способами.
У товарных знаков существуют свои категории (классы МКТУ). Запрет на использование ТЗ устанавливается только в рамках определенных классов, например: транспортные средства, музыкальные инструменты, строительство и т. д. Соответственно, в отношении различных видов деятельности могут существовать и товарные знаки с одинаковыми названиями, но в разных классах МКТУ.

 

Можно ли запатентовать название и как это сделать?

Нет, патент выполняет иные задачи и выдается на изобретение, полезную модель или промышленный образец, под которые наименование организации точно не подходит. Варианты юридического закрепления наименования компании приведены выше.

    Нужна консультация?

    Регистрация названия компании: основные моменты

    Название организации является ее визитной карточкой для потенциальных клиентов, партнеров и конкурентов, а также осуществляет функцию идентификации юридического лица в официальных документах и деловой практике.

    Как проверить название фирмы на уникальность?

    Первым шагом проверки совпадения названий фирм является соответствующий поиск по ЕГРЮЛ. Ресурс ФНС содержит сведения о наименованиях организаций, адресах их регистрации, других данных о юридическом лице. Так как к наименованию ЮЛ в ЕГРЮЛ не предъявляется требование о его уникальности, данный метод не является обязательным.

    Однако для дальнейшей деятельности стоит все же проанализировать наличие или отсутствие организаций с таким же названием; их местонахождение, род деятельности (можно найти в Интернете). При схожих направлениях деятельности организаций существует риск регистрации одной из фирм такого названия в качестве словесного товарного знака, что повлечет запрет использования другими компаниями такого наименования при ведении своего бизнеса.

    При регистрации названия в качестве словесного товарного знака обязательно проводится проверка уникальности. Рассмотрение заявки на регистрацию товарного знака требует времени и денег (взимаются пошлины), в связи с чем не стоит сразу же подавать заявку на регистрацию первого попавшегося названия.  Целесообразно предварительно провести поиск по реестрам ФИПС, что позволит оценить, занято ли конкретное название относительно определенного класса товаров и услуг или нет.

     

    Подытожим

    Коммерческая компания нацелена на получение прибыли путем реализации товаров или услуг, в связи с чем необходим выбор уникального названия и сравнение его с уже существующими товарными знаками и названиями фирм, которые осуществляют свою деятельность на одном рынке. Более того, товарный знак дает возможность правообладателю запретить использование такого же названия или сходного с ним до степени смешения. Использование такого названия будет основанием для взыскания компенсации с нарушителя.

    Таким образом, под названием компании рассматриваются разные понятия, имеющие различное назначение:

    • Товарный знак, индивидуализирующий товары и услуги;
    • Наименование в ЕГРЮЛ, формально закрепляющее название юридического лица в официальных документах;
    • Фирменное наименование и коммерческое обозначение, под которыми организация выступает в обороте.

    Правильный выбор наименования и приведение в соответствие средств индивидуализации позволяет грамотно выстроить бизнес-стратегию и не нарушить положения ГК РФ.

    Задать вопрос эксперту

      Связанные услуги

      Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.