Способы регистрации названия фирмы
Содержание данной статьи проверено и подтверждено:
Царев Евгений Олегович
Эксперт в сфере информационной безопасностиДля ведения бизнеса и торговли необходимо свое наименование, выделяющее компанию на рынке среди других. Выбор названия для организации имеет значение не только для решения маркетинговых задач, но и для урегулирования правовых вопросов.
Под регистрацией названия компании можно понимать разные вещи, однако разновидности обозначений важно разграничивать. Они отличаются друг от друга порядком прохождения регистрации, назначением и правовым последствиям.
Вариантами введения названия фирмы в оборот могут быть:
- Внесение компании в ЕГРЮЛ;
- Регистрация в качестве товарного знака;
- Использование фирменного наименования компании;
- Использование коммерческого обозначения.
Регистрация названия: варианты действий
- Наименование в ЕГРЮЛ
Для создания юридического лица необходимо внесение в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц). Стандартная форма для этого (Р11001) предусматривает указание названия организации на русском языке: полного и сокращенного.
Юридическое название, которое указывается в учредительных документах, должно содержать указание на организационно-правовую форму ЮЛ (например, ООО или АО), согласно ст. 54 ГК РФ.
- Фирменное наименование
Согласно п.1 ст. 1473 ГК РФ, юридическое лицо выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием. Фирменное наименование тесно связано с названием, отраженным в ЕГРЮЛ.
К такому наименованию гражданское законодательство устанавливает свои требования:
- Относится только к коммерческим юридическим лицам;
- Должно быть указано в учредительных документах (устав и/или учредительный договор) и в ЕГРЮЛ;
- Должно содержать указание на организационно-правовую форму;
- НЕ должно иметь в названии: названия иностранных государств; органов власти и др. (см. п. 4 ст. 1473 ГК РФ).
- Коммерческое обозначение
Является еще одним средством индивидуализации организации, которое тесно связано с фирменным обозначением, но все же отличается от него.
Какие субъекты могут использовать | Оформление | Возможность отчуждения исключительного права на средство индивидуализации | |
Фирменное наименование
|
Только коммерческие ЮЛ | В ЕГРЮЛ или учредительные документы | Нет обязанности вносить в ЕГРЮЛ |
Коммерческое обозначение | Коммерческие, и некоммерческие ЮЛ, ИП | Нет | Есть |
- Товарный знак и знак обслуживания
Товарный знак и знак обслуживания отличаются своим содержанием: товарный знак связан именно с реализуемыми товарами и услугами, а не с наименованием компании напрямую. Название здесь используется для индивидуализации в обороте предметов торговли и бизнеса. Товарный знак, может быть, различных видов: текстовый, звуковой, объемный, изобразительный и др.
При регистрации товарного знака уполномоченный орган проверяет правильность заполнения заявки, собранный пакет документов и соблюдение требований к товарному знаку. В частности, Роспатент откажет в регистрации средства индивидуализации, копирующего или сходного с существующим товарным знаком.
Преимуществами наличия товарного знака и ведения бизнеса посредством него являются:
- Возможность запрещать использование зарегистрированного товарного знака и взыскивать компенсации в суде за нарушения;
- Монетизировать бизнес (к примеру, запустить франшизу под своим товарным знаком);
- Распоряжаться товарным знаком иными способами.
Можно ли запатентовать название и как это сделать?
Нет, патент выполняет иные задачи и выдается на изобретение, полезную модель или промышленный образец, под которые наименование организации точно не подходит. Варианты юридического закрепления наименования компании приведены выше.
Регистрация названия компании: основные моменты
Название организации является ее визитной карточкой для потенциальных клиентов, партнеров и конкурентов, а также осуществляет функцию идентификации юридического лица в официальных документах и деловой практике.
Проверка названия фирмы на уникальность
Первым шагом проверки совпадения названий фирм является соответствующий поиск по ЕГРЮЛ. Ресурс ФНС содержит сведения о наименованиях организаций, адресах их регистрации, других данных о юридическом лице. Так как к наименованию ЮЛ в ЕГРЮЛ не предъявляется требование о его уникальности, данный метод не является обязательным.
Однако для дальнейшей деятельности стоит все же проанализировать наличие или отсутствие организаций с таким же названием; их местонахождение, род деятельности (можно найти в Интернете). При схожих направлениях деятельности организаций существует риск регистрации одной из фирм такого названия в качестве словесного товарного знака, что повлечет запрет использования другими компаниями такого наименования при ведении своего бизнеса.
При регистрации названия в качестве словесного товарного знака обязательно проводится проверка уникальности. Рассмотрение заявки на регистрацию товарного знака требует времени и денег (взимаются пошлины), в связи с чем не стоит сразу же подавать заявку на регистрацию первого попавшегося названия. Целесообразно предварительно провести поиск по реестрам ФИПС, что позволит оценить, занято ли конкретное название относительно определенного класса товаров и услуг или нет.
Подытожим
Коммерческая компания нацелена на получение прибыли путем реализации товаров или услуг, в связи с чем необходим выбор уникального названия и сравнение его с уже существующими товарными знаками и названиями фирм, которые осуществляют свою деятельность на одном рынке. Более того, товарный знак дает возможность правообладателю запретить использование такого же названия или сходного с ним до степени смешения. Использование такого названия будет основанием для взыскания компенсации с нарушителя.
Таким образом, под названием компании рассматриваются разные понятия, имеющие различное назначение:
- Товарный знак, индивидуализирующий товары и услуги;
- Наименование в ЕГРЮЛ, формально закрепляющее название юридического лица в официальных документах;
- Фирменное наименование и коммерческое обозначение, под которыми организация выступает в обороте.
Правильный выбор наименования и приведение в соответствие средств индивидуализации позволяет грамотно выстроить бизнес-стратегию и не нарушить положения ГК РФ.
Подписывайтесь на канал ИТ. Право. Безопасность в Telegram