Средства защиты исключительных прав на товарный знак

Содержание данной статьи проверено и подтверждено:

Товарный знак — это отличительное слово, фраза, логотип, графический символ или другое средство, используемое для идентификации источника продукта или услуги и позволяющее отличить его от конкурентов. Кроме того, товарный знак может быть больше, чем просто имя или логотип, например, своеобразная форма, цвет и другое.

 

Регистрация Товарного знака

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) регистрирует патенты в России. Руководство по процедуре подачи заявки и формы доступны по ссылкам (https://rospatent.gov.ru) (https://new.fips.ru).

После подачи заявки проводится формальная экспертиза, а затем экспертиза по существу. В ходе формальной экспертизы определяется, содержит ли заявка все указанные документы и соответствуют ли они всем требованиям. Экспертиза, по существу, определяет, соответствует ли заявка требованиям к раскрытию информации и юридическим требованиям, предъявляемым к патенту.

Заявка будет отклонена, если имеет место одно или несколько следующих обстоятельств:

  • товарный знак или патент относится к одной из исключенных категорий;
  • информация, представленная в заявке, не соответствует требованиям к раскрытию;
  • не соблюден хотя бы один из критериев патентоспособности.

 

Зачем регистрировать Товарный знак

Регистрация товарного знака абсолютно необходима и крайне желательна для приобретения исключительного права на его использование, то есть права запрещать или разрешать (выдавать лицензию) любому третьему лицу на использование товарного знака. Без регистрации может быть защищен только общеизвестный знак, но только после того, как он будет признан общеизвестным Роспатентом и включен в Перечень общеизвестных товарных в Российской Федерации.

В случае регистрации товарного знака автор получает патент (свидетельство) о правообладании. Однако, чтобы получить более надежную юридическую защиту для вашего товарного знака, мало просто зарегистрировать его, а затем внимательно следить за любым его несанкционированным использованием.

 

Кража интеллектуальной собственности

Кража интеллектуальной собственности — это кража идеи, творческого выражения или изобретения у человека или компании. Такая кража может относиться к краже патентов, авторских прав, товарных знаков или коммерческой тайны. Сюда входят имена, логотипы, символы, изобретения, списки клиентов и многое другое. Случаи кражи интеллектуальной собственности чрезвычайно распространены. Не редки случаи кражи товарного знака в сфере информационной безопасности.

Например, компания N выпустила бесплатное приложение. Злоумышленник украл её, изменил конфигурацию данного приложения, оставив при этом товарный знак автора, и стал распространять свою версию данного приложения за деньги.

Риски

К сожалению, риск утечки ПО, а вместе с ним и товарного знака, никогда не равен нулю. Утечка информации может произойти откуда угодно – начиная с автора ПО и товарного знака, заканчивая самой компанией. Даже когда автор или компания используют все для защиты товарного знака или ПО (патент, защита коммерческой тайны и т. д.), риск утечки все равно присутствует.

 

У меня украли товарный знак

Использование чужого товарного знака, к сожалению, очень частое явление. В случае обнаружения такой ситуации, автору приходится делать все самостоятельно, а для регулировки ситуации — обращаться в определенные инстанции.

Что необходимо сделать?

  1. Собрать воедино все доказательства того, что Ваш товарный знак используют несанкционированно. Это может быть что угодно — фото, видео, товары и т.д.
  2. Составить и направить досудебную претензию правонарушителю. Если в течение 30 дней ответ не поступил, то можно свободно обращаться в суд.
  3. В случае, если досудебная претензия не помогла, составляем жалобу и обращаемся в следующие инстанции:
  • в ФАС — на недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 14.33 КоАП) и нарушение законодательства о рекламе (ч. 1 ст. 14.3 КоАП);
  • в Роспотребнадзор — на то, что конкуренты незаконно используют ваш товарный знак и так вводят потребителей в заблуждение (ст. 14.10 КоАП);
  • в полицию — на случай, если в действиях конкурентов есть состав преступления по ст. 180 УК.
  1. Составляем иск и подготавливаем необходимую документацию. За этим можно также обратиться к IP юристу (юрист со специализацией интеллектуальная собственность) для обращения в суд.

В иске можно потребовать (п. 1 ст. 1252 ГК):

  • запрет на использование товарного знака где-либо;
  • изъять и уничтожить товар, оборудование и материалы, содержащий товарный знак;
  • если товарный использовался в рекламе, то удалить с вывесок, фасадов, с сайта и соцсетей;
  • возместить убытки и выплатить компенсацию (п. 4 ст. 1515 ГК).

Сначала иск подают в арбитражный суд. Он рассматривает споры между предпринимателями по защите товарных знаков в качестве первой, а затем и апелляционной инстанции.

Если после апелляции одну из сторон не устраивает результат, в качестве кассационной инстанции жалобу будет рассматривать Суд по интеллектуальным правам — СИП (ст. 27 АПК, пп. 2 п. 3 ст. 43.4 закона № 1-ФКЗ от 28.04.1995).

 

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод, что правовая защита товарного знака и патента — самая эффективная, т. к. в ходе нее можно не только пресечь противоправные действия сторонних лиц, но и добиться возмещения убытков и компенсационных выплат за использование чужого товарного знака.

Защита товарного знака требует постоянного контроля и сочетания различных инструментов, чтобы не потерять эксклюзивность и преимущества, предоставляемые правами промышленной и интеллектуальной собственности.

 

 

Подписывайтесь на канал ИТ. Право. Безопасность в Telegram

Телеграм канал ИТ Право Безопасность

Задать вопрос эксперту

    Связанные услуги