8 800 201-20-70Звонок бесплатный пн.-пт.: 10:00 - 18:00
Перейти к услуге

Как самозанятому зарегистрировать свой товарный знак

Автор статьи:

Зачем и как регистрировать товарный знак самозанятым?

Сегодня в России более 4 млн самозанятых. В июне 2022г. Государственная Дума приняла закон, который разрешает этой категории регистрировать товарные знаки, но только компаниям и индивидуальным предпринимателям. В свою очередь, Президент РФ подписал закон, разрешающий регистрировать товарные знаки всем гражданам, включая самозанятых. Закон вступит в силу через год после опубликования — 28 июня 2023 года.

Зачем и как регистрировать свой товарный знак? Почему стоит подготовиться к процессу уже сейчас, не дожидаясь вступления в силу закона? В материале ниже разбираемся вместе с Евгением Царевым, управляющим RTM Group.

Для начала, давайте определимся, что такое вообще товарный знак. Это уникальное изображение или сочетание букв, слов, которое помогает отличить товар или услугу конкретного производителя, продавца от предложения конкурентов. Если вы зарегистрируете товарный знак, его не смогут использовать конкуренты. За незаконное использование товарного знака правообладатель может получить компенсацию от 10 000 до 5 000 000 руб. на усмотрение суда.

 

Что может зарегистрировать самозанятый в качестве товарного знака?

Это может быть все то, что имеет материальную ценность, приносит прибыль. К примеру, товарным знаком создателя сайтов будет являться изображение, обозначающее бренд ООО «Всем по сайту» с оригинальными, не похожими на остальные с точки зрения дизайна, изображением и названием.

Кроме того, товарным знаком может стать:

  • Слоган, который вы уже используете или планируете использовать для продвижения товара или услуги. Например, если вы делаете сайты на заказ, это может быть фраза «Сайт – сегодня, новая жизнь – завтра»;
  • Доменное имя, как это сделали «эльдорадо.ru» или «hh.ru»; в случае с сайтами это может быть vsemposaitu.ru;
  • Ваши имя и (или) фамилия, как это сделал Артемий Лебедев;
  • Название группы, аккаунта, канала в социальной сети, например, «Сайты – каждому»;
  • Упаковка товара, например, документы для контракта в стильной коробке с надписью «все ценное – в одной коробке».

 

Что нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака?

  • Общепринятые и уже зарегистрированные обозначения, такие как «Памперс», «Xerox»;
  • Логотипы, которые выглядят как официальные государственные символы или знаки;
  • Аморальные изображения, фразы;
  • Знаки, которые вводят потребителя в заблуждение, являются ложными относительно товара;
  • Изобразительные знаки, похожие на объекты культурного наследия (например, изображения известных картин).

Также стоит отличать товарный знак от логотипа, который является обывательским названием и не имеет юридического определения в Российском законодательстве. Товарный же знак имеет четкое определение, которое закреплено в ст.1477 Гражданского кодекса РФ, и имеет правовую охрану, т.е. защищен от незаконного применения конкурентами.

 

Кому нужен товарный знак и для чего?

Товарный знак нужен тем предпринимателям, самозанятым, которые хотят оградить себя от копирования и незаконного использования своего бренда и наработанной положительной репутации. Регистрация товарного знака дает гарантию того, что лица, незаконно использовавшие товар под вашим товарным знаком, будут наказаны в судебном порядке и заплатят компенсацию за незаконные действия.

Помимо этого, регистрация и использование собственного товарного знака позволяет выделить товары и услуги из общей массы, может положительно влиять на имидж компании или персоны, позволяет повысить узнаваемость бренда. В конечном итоге, при грамотно выстроенной стратегии продвижения, в сочетании с другими инструментами, товарный знак может способствовать повышению прибыли.

 

Как зарегистрировать товарный знак?

Шаг 1. Подготовка товарного знака к регистрации

Прежде чем направить заявку на регистрацию товарного знака в Роспатент, необходимо проверить его на уникальность, отличность от зарегистрированных значений. Для этого необходимо провести небольшое маркетинговое исследование, т.е. осуществить мониторинг рынка схожих услуг, а также оценить совпадения с уже представленными на рынке товарными знаками. По статистике, не более 10% товарных знаков, представляемых впервые, уникальны. Осуществить сравнение можно как на сайте Роспатента, так и на платных ресурсах по типу Линкмарк.ру.

Шаг 2. Подготовка заявки на регистрацию в Роспатент

Инструкцию по заполнению, образец заявки, возможно получить на сайте Роспатента, такие данные находятся в свободном доступе.

Шаг 3. Оплата госпошлины

Для того, чтобы Роспатент принял заявку, необходимо корректно и в правильном объеме оплатить сумму госпошлины. Рассчитать госпошлину возможно, воспользовавшись таблицей госпошлин, расположенной здесь.

Шаг 4. Подача заявки

Заявка подается несколькими способами: лично в ФИПС, по почте, через портал Госуслуг или через сайт Роспатента.

Шаг 5. Прохождение формальной экспертизы

На данном этапе будет проведена проверка наличия требуемых документов, и в случае, если чего-то не хватает, в течение 3 месяцев возможно предоставить дополнения.

Шаг 6. Экспертиза по существу и ответы на запросы экспертов Роспатента

На данном этапе эксперты проверят регистрируемый товарный знак на уникальность, отличность от других регистрируемых и зарегистрированных товарных знаков. В случае, если у экспертов возникнут вопросы, они будут направлены заявителю. На ответы также предоставляется 3 месяца.

Шаг 7. Получение свидетельства о регистрации товарного знака

После прохождения экспертизы по существу принимается решение о регистрации товарного знака и выдаче соответствующего решения. И заявителю остается лишь оплатить соответствующую этапу госпошлину и получить свидетельство о регистрации товарного знака.

 

Сколько стоит зарегистрировать товарный знак самозанятым?

Стоимость регистрации товарного знака для юридического лица, ИП и самозанятого на данный момент одинакова, и составляет в среднем 26 000 (двадцать шесть тысяч) рублей, однако может меняться в зависимости от количества выбранных классов МКТУ (Международной классификации товаров и услуг), продления сроков рассмотрения заявки (в случае, если заявитель не может предоставить документы вовремя) и т.д. Все детали – на сайте Роспатента.

 

Почему важно подготовиться к регистрации заранее?

Если ваш бизнес растет существенными темпами и вам важно выделяться из массы конкурентов и защитить свой товар или услугу от подделок, мы рекомендовали бы уже сейчас зарегистрировать ИП и товарный знак. Если по каким-то причинам вы не настроены этого делать и предпочитаете дождаться вступления в силу закона для «физиков», стоит уже сейчас задуматься о выборе уникального товарного знака и проверить его на соответствующих ресурсах.

Важно знать о том, что в данной сфере активно действуют сквоттеры, которые подают сотни заявок в Роспатент со звучными названиями и слоганами, чтобы в дальнейшем предлагать их предпринимателям. Несмотря на то, что они не оплачивают пошлины, не так-то просто аннулировать приоритет их заявок. В том числе, и поэтому стоит озаботиться как можно раньше подготовкой и регистрацией своего товарного знака.

Задать вопрос эксперту

    Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.