Коммерческая тайна. Что в нее входит? Как хранить?

Содержание данной статьи проверено и подтверждено:

Коммерческая тайнаФормирование института коммерческой тайны имеет глубокие корни, инициатива законодательного урегулирования такого института, как «тайна» и ответственности за ее разглашение принадлежала ещё первому русскому императору Петру I.

Коммерческая тайна как институт гражданского права была окончательно закреплена в 1994 году Гражданским кодексом Российской Федерации, хотя ещё 05 декабря 1991 года принято Постановление Правительства РСФСР № 35 “О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну”. Указанный нормативно-правовой акт до сих пор официально не утратил силу, даже после принятия в 2004 году Федерального закона “О коммерческой тайне” № 98-ФЗ.

Министерством экономического развития в письме от 2 апреля 2010 г. N Д05-948 даны разъяснения по вопросу применения и Постановления Правительства №35, и 98-ФЗ: «данный нормативно-правовой акт (Постановление №35), дублируя в целом положения Федерального закона “О коммерческой тайне”, направлен на обеспечение деятельности государственной налоговой службы, правоохранительных и контролирующих органов, а также предупреждение злоупотреблений в процессе приватизации».

Коммерческая тайна – это?
Нормативные документы по вопросам установления и защиты коммерческой тайны (98-ФЗ “О коммерческой тайне”)

В настоящее время основными нормативными документами по вопросам установления и защиты коммерческой тайны, являются:

  • Федеральный закон №98-ФЗ от 21.07.2004 «О коммерческой тайне»,
  • 129-ФЗ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учёте»,
  • Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ),
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ),
  • Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ),
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ).

В 98-ФЗ дано понятие «Коммерческой тайны» – это режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (п.1 ст.3 98-ФЗ).

Цель коммерческой тайны

Основной целью установления режима коммерческой тайны является увеличение конкурентоспособности бизнеса, рост прибыли и минимизация рисков причинения убытков. Утечка секретной информации может повлечь для компании невосполнимые потери.

Коммерческая информация и коммерческая тайна

Разберемся чем отличается “коммерческая информация” от “коммерческой тайны”.

Коммерческая информация – это сведения об организации, специализации ее производства или работ, финансовом состоянии, операциях и сделках, высшем руководстве и т.п. Она находится в свободном доступе.

Коммерческая тайна – информация, особенностью которой является коммерческая ценность, которая присваивается за счет того, что другие лица не обладают доступом к ней.

Что относится к коммерческой тайне: перечень сведений
Какие сведения не могут составлять коммерческую тайну? (ст.5 98-ФЗ “О коммерческой тайне”)

Сведения, составляющие коммерческую тайну, или объекты коммерческой тайны:

  • производственные, технические, экономические, организационные и другие сведения, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере,
  • сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (п.2 ст.3 98-ФЗ “О коммерческой тайне”).

Перечень информации не подлежащей разглашению, каждая организация вправе установить самостоятельно, при этом необходимо учитывать перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (ст.5 98-ФЗ “О коммерческой тайне”):

  • содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
  • содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  • о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
  • о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
  • о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
  • о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам;
  • о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  • об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
  • о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
  • о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
  • обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа, к которым установлена иными федеральными законами.

Коммерческая тайна и конфиденциальная информация: отличия

Исходя из установленных определений «коммерческой тайны» и «конфиденциальной информации» можно выделить несколько существенных отличий:

  • коммерческая тайна включает в себя конфиденциальную информацию, но только ту, которая напрямую связанна с вопросами извлечения прибыли конкретной организации (рыночной деятельностью);
  • конфиденциальная информация, в свою очередь, охватывает более широкий круг. Помимо коммерческих сведений она включает в себя персональные данные, информацию об организации штата сотрудников, служебную тайну и т.п.;
  • формирование сведений, относящихся к коммерческой тайне, возлагается на плечи самой организации, за исключением перечня не подлежащей засекречиванию информации, устанавливаемого законом;
  • перечень сведений конфиденциального характера определяется на государственном уровне.

Установление режима коммерческой тайны в организации.
Защита коммерческой тайны

Установление режима коммерческой тайны в организации – начало начал для любого бизнеса, который дорожит теми или иными сведениями и желает их защитить. Для этого необходимы юридические, технические и организационные меры.

Прежде всего потребуется разработать и утвердить Положение о конфиденциальности и о коммерческой тайне, приказы по организации, определить перечень сотрудников, работающих с секретной информацией, подготовить соглашения о конфиденциальности к трудовым договорам либо обязательство  (соглашение) о неразглашении коммерческой тайны, организовать места хранения секретных документов (сейфы, специальные помещения, кодирование, шифрование электронных документов, установление паролей доступа), вести учет лиц, получивших доступ к конфиденциальной информации, заключать договоры на создание служебных произведений о передаче исключительных прав в полном объёме со ссылкой на п. 2 ст. 1295 ГK РФ.

Самой распространенной мерой защиты коммерческой тайны является проставление специального грифа «Коммерческая тайна» с указанием владельца информации.

98-ФЗ не содержит требований к способу нанесения, поэтому владелец информации может использовать вариации по своему усмотрению: штамп, наклейка, рукописная надпись, включение грифа в фирменный бланк, но таким образом, чтобы однозначно было понятно, что информация на носителе относится к коммерческой тайне и принадлежит конкретному владельцу.

После проведениях перечисленных мероприятий издается приказ об установлении режима коммерческой тайны с указанием даты его установления.

Если Ваши объекты охраняются авторским правом их необходимо зарегистрировать в качестве предметов интеллектуальной собственности (в Российское авторское общество, если это объекты авторского права или смежные права или в Роспатент, если это объекты промышленной собственности).

Разглашение коммерческой тайны: ответственность

Согласно Федеральному закону №98-ФЗ, разглашение информации, составляющей коммерческую тайну – это действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Кроме сотрудников, коммерческая тайна может стать известна и контрагентам в процессе выполнения работ или оказания услуг. Для этого в проекты заключаемых договоров необходимо внести оговорку о соблюдении конфиденциальности.

Действующее законодательство позволяет привлечь к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности лиц, разгласивших секретную информацию, а также взыскать причиненный материальный ущерб.

Надлежаще оформленный и введенный в действие режим коммерческой тайны даст возможность защитить секреты производства от конкурентов и непорядочных сотрудников.

Примеры коммерческой тайны

  1. Сведения о способах производства/разработанной технологии;
  2. стратегические планы организации;
  3. маркетинговые исследования;
  4. информация о несостоявшихся и нерабочих процессах;
  5. результаты деловых переговоров и т.п.

Коммерческая тайна

Подписывайтесь на канал ИТ. Право. Безопасность в Telegram

Телеграм канал ИТ Право Безопасность

Задать вопрос эксперту

    Связанные услуги