Законопроект о внесении изменений в статью 9 Федерального закона “О персональных данных” и статью 10 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”

Законопроект о внесении изменений в статью 9 Федерального закона “О персональных данных” и статью 10 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”

 

24 июля в Госдуму внесен законопроект, который вносит правки в закон «О защите прав потребителей» и закон «О персональных данных».

Какие изменения вносятся в законы?

  • Оформление согласия на обработку персональных данных пользователя как отдельного документа.
  • Запрет для продавцов ограничивать доступ потребителя к информации о товаре из-за его отказа предоставить свои персональные данные.

Зачем нужны правки?

Законодатели стремятся защитить персональные данные пользователей.

Недобросовестные участники рынка зачастую «зашивают» согласие на обработку персональных данных в другие документы, например, в пользовательское соглашение, не давая возможности пользователю отказаться от его подписания.

Нередки также случае «молчаливого» согласия по факту входа на сайт или просмотра его страниц.

А учитывая тот факт, что многие сайты собирают избыточные персональные данные по принципу «на всякий случай», пользователи изначально находятся в невыгодном положении.

Стоит отметить, что ответственность за нецелевой сбор персональных данных уже предусмотрен законодательством:

  1. По ч. 7 ст. 14.8. КоАП юрлица могут получить штраф от 30 до 50 тыс. руб. за отказ в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом предоставить персональные данные.
  2. Ч. 1 ст. 13.11 КоАП устанавливает ответственность за обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных – от 60 до 100 тыс. руб. За повторное нарушение можно заплатить до 300 тыс. руб.

Но недобросовестные платформы не останавливают штрафы и в погоне за высокой конверсией сайтов и отсутствием «лишних» галочек, согласия включаются в другие документы.

Считаем, что успех инициативы будет зависеть не только от формального разделения согласия от других документов, но и от самих пользователей и их ответственного отношения к передаче своих персональных данных.

Не секрет, что многие соглашаются с условиями документов на сайте даже не читая их. И здесь отдельное согласие не спасет от «слепой» передачи данных.