Обзор отчета ЦБ о регуляторной политике

Обзор отчета ЦБ о регуляторной политике

 

В опубликованном 17.04.2024 документе Банка России «Перспективные направления развития банковского регулирования и надзора: текущий статус и новые задачи», подготовленный Департаментом банковского регулирования и аналитики, определены основные векторы развития регуляторной политики за финсектором.

Настоящий материал посвящен результатам работы Банка России в 2023 г. над приоритетными регуляторными инициативами, которые были опубликованы в декабре 2022 г.

По некоторым направлениям работа уже выполнена, по некоторым продолжается, при этом появились и новые направления:

  1. В 2023 г. ЦБ РФ продолжал сворачивать антикризисные послабления, которые вводились для снижения эффекта санкций и экономической неопределенности, возникшей в 2022 году
    Продолжают действовать лишь несколько долгосрочных мер поддержки банков и экономики.
  2. За прошлый год было возобновлено раскрытие отчетности, внедрено стимулирующее регулирование для трансформационных проектов, повышены требования к качеству капитала банков.
  3. Кроме того, любой гражданин уже с 01.05.2024 сможет без комиссий переводить онлайн до 30 млн руб. в месяц между своими счетами в разных банках
    Эти изменения позволят банкам сохранить потенциал кредитования, уделяя особое внимание повышенным требованиям к качеству капитала, активов, особенно в части оценки рисков.
  4. Определено, что в 2024 г. одно из основных направлений — повышение устойчивости банков с учетом необходимости стимулировать развитие финсектора и рынка

Пул основных направлений, которые определены в документе:

  • Интеграция в регулирование новых подходов в части ОВП и рыночного риска, развитие регулирования процентного риска банковского портфеля
  • Развитие риск-чувствительного стимулирующего регулирования, в частности распространение на новых участников и дополнительные виды проектов и инструментов
  • Уточнение порядка резервирования для нескольких кредитных сегментов (заблокированных активов, розницы, МСП, проектного финансирования)
  • Завершение работы над концепцией нового норматива ликвидности
  • Совершенствование ССВ – дифференциация страховых сумм и отчислений в ФОСВ в зависимости от срока, вида вклада
  • Проработка риск-ориентированного подхода к дифференциации отчислений
  • Уточнение требований к Плану восстановления финустойчивости
  • Новые подходы к надзорной оценке экономического положения банков, ВПОДК
  • Регулированию рисков концентрации, иммобилизованных активов
  • Регулирование деятельности иностранных филиалов
  • Работа над такими долгосрочными темами, как фонд поддержки банковского сектора и банковские объединения

Отметим часть направлений деятельности, которые считаются новыми инициативами в отношение опернадежености и операционных рисков.

Развитие цифровизации, повышение значимости киберугроз, глобальные пандемии, а также текущая геополитическая обстановка, сопряженная с отказом крупнейших зарубежных поставщиков услуг от сотрудничества, требуют развития подходов к управлению отдельными видами операционного риска в банках (риском нарушения непрерывности деятельности, рисками информационных систем и информационной безопасности), а также обеспечению операционной устойчивости и операционной надежности банков в целях непрерывности оказания профильных услуг.

Действующее регулирование содержит отдельные нормы, направленные на обеспечение операционной устойчивости и операционной надежности банков.

При этом некоторые вопросы управления риском нарушения непрерывности деятельности находятся вне периметра банковского регулирования, в частности, относится управление рисками, связанными с передачей банками отдельных функций на аутсорсинг третьим лицам, и зависимостью выполнения процессов банков от третьих лиц.

Учитывая изменения в 2022 году, сделанные в 716П и реализация 787-П, а также в соответствии с недавно введенными 7-МР в части применения ГОСТ Р 57580.3 и ГОСТ Р 57580.4, где указано планирование сроков по их внедрению, можно отметить, что предлагается внесение в нормативную базу Банка России уточнение, определяющее риск аутсорсинга как отдельный подвид операционного риска, а также устанавливающее требования к его управлению в банках.

К таким требованиям могут относиться, например, минимальные требования к управлению операционным риском при передаче банками критически важных функций на аутсорсинг, включая дифференциацию требований к поставщикам, мониторинг качества выполнения функций, а также требования к операционной надежности и защите информации.

Запланировано в 2024 году издать еще методические рекомендации в части управления риском нарушения непрерывности деятельности и обеспечения непрерывности критически важных процессов банков во взаимосвязи с управлением рисками и капиталом, а также с обеспечением финансовой устойчивости банков.

Впоследствии Банк России планирует включить эти рекомендации в 716-П в виде требований по управлению данным риском.