От хаоса к порядку: разработка ОРД для обеспечения качества данных и эффективного управления ИС
Содержание данной статьи проверено и подтверждено:
Чекудаев Кирилл Викторович
Эксперт по управлению рискамиЧто понимается под «качеством данных»
Под «качеством данных» понимается совокупность характеристик, определяющих целостность, а также процессы измерения и улучшения этих характеристик.
Процесс «Качество данных» (КД) представляет собой комплексное мероприятие, включающее в себя планирование, организацию и контроль выполнения действий по внедрению стандартизированных методов управления качеством данных.
Рекомендации Банка России направлены на специалистов по управлению финансовыми рисками (далее — УФР) с любым уровнем развития системы управления данными (далее — СУД). Они охватывают все функциональные области и предназначены для руководителей и экспертов организаций финансового рынка, стремящихся к улучшению качества данных.
Распределение ролей и ответственности в управлении данными
Во внутренних документах необходимо выстроить систему обеспечения качества данных. Система включает в себя в первую очередь распределение ролей для критичных бизнес-процессов.
Например, Коллегиальный орган по управлению данными (КОУР), уполномоченный утверждать стратегические решения, политики, показатели эффективности и критерии назначения Владельцев данных, а также разрешать спорные вопросы.
Оперативное управление данными возлагается на Офис Директора по управлению данными. На Владельца данных, назначаемого КОУР, возлагается ответственность за управление закрепленными объектами данных и их качество.
В его обязанности входит:
- Консолидация потребностей пользователей
- Определение правил формирования данных
- Согласование изменений в структуре
- Управление требованиями к доступности
- Формирование методологии управления качеством
- Модерирование инцидентов и назначение Экспертов по качеству данных и Офицеров данных
Необходимо предусмотреть механизм мотивации сотрудников, участвующих в процессе обеспечения качества данных. Мотивация может быть как материальной, так и нематериальной.
Сотрудники должны понимать важность своей роли в обеспечении качества данных и быть заинтересованными в улучшении качества данных в рамках своей зоны ответственности.
Совершенствование СУД: практическое руководство
Модель жизненного цикла организации, разработанная бизнес-консультантом и основателем Adizes Institute Ицхаком Адизесом, описывает развитие компании через десять ключевых этапов.
Согласно Адизесу, жизненный цикл организации представляет собой путь от рождения к расцвету, а затем к упадку. Однако, как утверждает Адизес, этот спад можно остановить, внедрив в управление команду менеджеров с необходимыми компетенциями. Такой подход, по мнению Адизеса, также эффективен на этапах роста, помогая предотвратить преждевременную гибель бизнеса.
Поэтому прежде чем приступить к детальной разработке какого-либо процесса создается его концептуальный дизайн, который начинается с формирования карточки процесса.
Карточка процесса и управление потребностями в данных
Карточка процесса представляет собой сжатую характеристику ключевых элементов.
Она включает в себя:
- Цели процесса
- Задействованные стороны
- Управляемые ресурсы
- Предъявляемые к процессу требования
- Применяемые методы
- Индикаторы успешности
- Процедуры контроля
Таким образом на этапе формирования бизнес-идеи выявляется потребность в данных, после чего формулируется задача.
Важнейшим процессом УД является управление потребностями в данных. Когда объем аналитических запросов достигает определенного уровня, становится разумным внедрение системы управления требованиями.
Далее разрабатывается описание механизма организации результативного процесса, а также распределение ответственности между участниками.
Объектами управления в рамках СУД выступают все элементы, связанные с жизненным циклом данных в организации. Сюда относятся структурированные данные, содержащиеся в базах данных, а также неструктурированные данные, такие как текстовые документы, изображения и видео.
Важным компонентом являются метаданные, описывающие характеристики данных и обеспечивающие их понимание и использование.
Кроме того, необходимо учитывать потоки данных, определяющие движение информации между системами и пользователями, а также системы хранения данных, обеспечивающие надежное хранение и доступность информации.
Для каждого объекта управления приводится краткое описание его характеристик, способов идентификации и учета.
Методы оценки зрелости систем управления данными
Процесс СУД должен соответствовать рекомендациям, стандартам и регуляторным нормам.
Перед внедрением рекомендуется разработать стратегию управления данными, провести самооценку зрелости СУД, определить операционную модель и оценить соответствие нормам.
Методика оценки зрелости систем управления данными УФР, предложенная Банком России, представляет собой чек-лист, в котором распределена градация оценки по пятибалльной шкале (рисунок 1).
Рисунок 1 – пятибалльная шкала оценки зрелости СУД
При оценке зрелости системы управления возможны несколько методов:
- Совместное заполнение Директором и офисом Директора данных – опросник по оценке зрелости СУД УФР. Итоговый результат оценки должен быть согласован уполномоченным органом, в состав которого входят представители различных бизнес-подразделений
- Оценку зрелости СУД проводят специально назначенные эксперты из соответствующих подразделений. Список этих экспертов утверждается руководителем организации, уполномоченным коллегиальным органом или директором по данным организации
- Третий метод представляет собой сочетание первых двух. В его основе лежит проведение интервью с Директором по данным и руководителями ключевых подразделений — информация собирается как от лица, ответственного за данные в целом, так и от руководителей, использующих данные в своей работе
Необходимо установить контрольные процедуры и индикаторы, проводить мониторинг, обучение и развитие сотрудников. Также определить методы управления данными, где для каждого метода определяются показатели эффективности, которые следует адаптировать к целям организации, обеспечивая надежные источники данных для их расчета.
Рекомендуется использовать комбинацию показателей, регулярно отслеживать их значения, устанавливать цели и использовать результаты анализа для принятия обоснованных решений и улучшения практики управления данными.
Контрольные процедуры и индикаторы эффективности
Определяются контрольные процедуры для своевременного выявления и устранения трудностей в организации системы управления данными.
В организацию процесса включается сводная таблица, представляющая ключевые элементы (требования, методы, показатели, контроль) и их взаимосвязи для комплексной реализации, оценки и контроля.
Дополнительное описание типовых проблем и способов их решения, основанное на опыте, способствует эффективному управлению процессом, диагностике и предотвращению проблем.
Матрица RACI для распределения ролей
Для организации ответственности в многоэтапных процессах применяется матрица RACI.
Она помогает однозначно распределить роли по четырём ключевым категориям:
- Тот, кто непосредственно выполняет задачу или её часть в рамках проекта
- Лицо, отвечающее за задачу в целом — тот, кто даёт указания исполнителям. Критически важно, чтобы на каждую задачу приходился только один ответственный
- Эксперт, к которому обращаются за советом и специализированной информацией
- Участник, которого необходимо держать в курсе хода выполнения задачи и/или её итогов
При этом на каждую задачу должен быть назначен только один ответственный для обеспечения однозначности в принятии решений и исключении размывания ответственности.
Определение ролей гарантирует, что все участники процесса понимают свои обязанности, к кому обращаться за помощью и кого информировать о ходе выполнения задач.
Создание модели данных и архитектура
Создание модели данных подразумевает определение сущностей, атрибутов, связей и правил, которые регулируют данные. Это сложный итеративный процесс, требующий тесного сотрудничества между различными заинтересованными сторонами, включая бизнес-аналитиков, разработчиков, архитекторов данных и пользователей данных.
Только совместными усилиями можно создать модель, которая точно отражает потребности бизнеса и обеспечивает надежную основу для всех операций с данными. Банк России разработал рекомендации по концептуальному дизайну процесса «Архитектура и моделирование данных».
Процесс «Архитектура и моделирование данных» играет центральную роль в обеспечении возможности бесперебойного обмена и интеграции данных между различными системами организации.
По мере повышения зрелости СУД согласованность данных становится критически важным фактором, напрямую влияющим на эффективность бизнес-процессов и качество принимаемых решений.
Стандартизация и оптимизация затрат
Стандартизация и повторное использование проверенных решений позволяют существенно сократить сроки разработки и вывода новых продуктов и услуг на рынок, обеспечивая конкурентное преимущество.
Не менее важным является эффективное управление затратами на ИТ-архитектуру.
Фокус на архитектуре и моделях данных позволяет оптимизировать расходы за счет стандартизации, повторного использования компонентов и автоматизации процессов.
Чем выше уровень зрелости СУД, тем более значимым становится эффект от оптимизации затрат.
Подписывайтесь на канал ИТ. Право. Безопасность в Telegram