Схемы известны – пришло время действовать

Схемы известны – пришло время действовать

«Выступая 11 марта в Ассоциации российских банков, первый заместитель руководителя департамента информационной безопасности ЦБ Артем Сычев сообщил, что ЦБ прорабатывает вопрос о наделении клиентов банка правом ограничивать дистанционный доступ к своим счетам, исполнение которого будет для банков обязательным. Причина тому — рост атак на физлиц в 2020 году, когда целью злоумышленников были вклады пенсионеров или предодобренные банками кредиты. Кроме того, в Банке России намерены снижать количество преступлений против граждан с помощью масштабных информационных кампаний» — пишет «Коммерсантъ».

Также ЦБ отмечает не только возросшее количество атак, но и суммы хищений. Возрастание суммы связывают с изменениями в мошеннических схемах. Так, редакция «Коммерсантъ» подготовила материал, в котором учли большинство популярных схем с 2019 по 2021 год.

Но все эти схемы объединяет одно – пожилые люди – основной источник «дохода» мошенников. Одна из схем касалась предодобренных кредитов: мошенники получают доступ к онлайн-банку, оформляют кредит, а деньги забирают себе. Пик этой схемы можно отнести к периоду первой волны пандемии, но это не значит, что данная схема перестала пользоваться популярностью.
«В 2021 году подобные атаки все еще актуальны, при этом злоумышленников интересуют не только кредиты наличными, но и при получении доступа к дистанционному банковскому обслуживанию это могут быть и оформленные цифровые кредитные карты»,— указывает управляющий RTM Group Евгений Царев.
Разумеется, данная схема не единственная. Так, Евгений Царев указал, что именно в 2020 году наметился тренд «кустовой» работы злоумышленников — в течение 2–3 месяцев шли атаки на клиентов конкретного банка, далее злоумышленники переключались на клиентов другого банка. Такую схему можно напрямую связать с утечками данных, коих в 2020 году было множество, те же 55 тыс. карт клиентов маркетплейса Joom.

Не менее популярны были и повторные атаки, когда жертве, обманутой ранее, звонили якобы сотрудники правоохранительных органов или сотрудники банка, в целях расследования инцидента, и узнавали всю интересующую их информацию.

ЦБ крайне недоволен увеличением мошеннических схем и их эффективностью среди граждан-жертв. Уже сейчас принимаются меры по изменению ситуации с мошенниками в пользу граждан:
Банки внедряют новые антифрод-системы, ЦБ совместно с банками ведут широкую просветительскую работу, которая в 2021 году станет еще масштабнее, сам ЦБ выступает с инициативами по защите граждан от мошенничества на законодательном уровне. Но все эти меры могут оказаться недостаточными, если граждане не будут проявлять бдительность.

На любой звонок из «банка» Вы всегда должны реагировать спокойно и, в случае чего, перезвонить в свой банк по проверенному номеру, чтобы узнать подробности той или иной операции. Не реагируйте на выгодные вклады, кредиты под самые низкие проценты, пока Вы не убедитесь в том, что в банке, которому Вы доверяете, действительно есть такие предложения. Будьте внимательны!